К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии и простая человечность.

В.А. Сухомлинский

Современное содержание воспитательно–образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромную роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования — это организация проектной деятельности с использованием метода педагогической интеграции.

Вот почему в нашем саду был задуман проект «Зеленый патруль», который охватил все времена года. Каждый месяц ставил перед нами свои особенные цели и задачи. По мере погружения в тему мы вводили в него новые элементы.

Для выявления уровня сформированности основ экологического сознания у детей 5-6 лет было использовано несколько диагностических методик. «Удивительная прогулка», «Живая — неживая природа», «Лес благодарит и сердится», «Радости и огорчения». После чего был сделан вывод, что экологическое самосознание детей сформировано недостаточно; в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды.

По окончании проекта высокие показатели результатов данных методик с уверенностью позволяют сказать о том, что дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи. Возрос интерес к объектам и явлениям природы, а также эмоциональная реакция на пагубное влияние человека на природу. Появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природы.

За это время мы ухаживали за комнатными и уличными растениями, регулярно дежурили в уголке природы: вели дневники наблюдения, заботились о питомцах-растениях, осуществляли опытно-экспериментальную деятельность, участвовали в выставках, конкурсах, обходили территорию детского сада, отмечая объекты, нуждающиеся в помощи, принимали меры по ее оказанию.

         Результатами каждого месяца были: «Зеленая аптека», созданное на основе рисунков детей пособие о лекарственных растениях. «Жалобная книга природы» началом которой послужил метод экологической идентификации. Мы рисовали героев сказок Виталия Бианки, наши журавушки стали участниками конкурса «Журавль-птица 2020 года».

Мы заглядывали в капельку воды и восхищались удивительным многообразием природы. Читали рассказы, смотрели циклы обучающих мультфильмов.

А каким горьким было занятие, посвященное пожарам, охватившим наш край!

Мы участвовали в акции «Добрые крышечки», надеемся, что мы дали жизнь деревьям, которые посадят волонтеры.

Также нами были использованы новейшие информационные технологии: интерактивный глобус, проектор, интерактивная доска.

День Земли и Всемирный день окружающей среды не оставил в стороне и взрослых. Отключив электроэнергию, мы задумались над тем, насколько беззащитна наша планета.

Ирина Викторовна Цветкова вдохновила нас на знакомство с Маленьким принцем, он стал нашим милым гостем и теперь мы уж точно в ответе за тех, кого приручили…

Холодной зимой мы организовали столовую для маленьких пернатых друзей.

Узнав о катастрофической ситуации с мусором, учились сортировать отходы. Шили экосумки, рисовали плакаты и листовки. И даже, путешествовали по вселенной, заглядывая в черные дыры!  

Наш проект получился живым и рукотворным благодаря главным участникам – детям и, конечно, помощи неравнодушных родителей.

Нам хотелось, чтобы дети прожили этот год с пониманием того, что человек всегда может сделать выбор. Каждый день, начиная с наведением порядка в своей квартире, в своем городе.

Именно поэтому в завершении был организован экологический спектакль «Лесная история».

Каждый маленький актер: ежик, лиса, медведь, или заблудившиеся хулиганы-туристы, которых заколдовал Старичок-Лесовичок, все они дали возможность детям понять, как важно быть воспитанным, сопереживающим всему живому человеком, оберегать этот неповторимый мир.

Не смотря на то, что наш проект подошел к концу, нам хотелось бы пожелать Вам продолжать дело Зеленого патруля и помнить, что «Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда.»

Материал для статьи подготовила: воспитатель Акинина М.Ю.