Пожалуй, нет таких родителей, которые не мечтали бы обучать своего ребенка музыке. Малыш еще только делает первые шаги, а мы уже представляем его стоящим на сцене с крохотной скрипочкой в руках… А уж если у малютки явно есть музыкальные способности, судьба его, как правило, предрешена: как только кроха сможет дотянуться до рояля, его обязательно отдадут «на музыку».

И все же не торопитесь. Беда большинства российских музыкальных школ ранний профессионализм. Сюда и поступить-то непросто: малышам необходимо пройти суровый конкурсный отбор, который и сам по себе, независимо от результата, может стать для ранимого ребенка тяжелой психологической травмой. Будьте готовы к тому, что в течение многих лет малышу придется по три-четыре раза в неделю ходить на занятия. Ежедневно не менее часа проводить за инструментом, заниматься и во время каникул. Готовы ли вы к этому? Хватит ли у вас на это терпения и сил? Ведь ответственность за домашние занятия малыша ляжет на ваши плечи, и даже если ваш кроха — будущий Моцарт, ему далеко не каждый день будет хотеться сидеть за гаммами. Если же ваше чадо не обладает выдающимися способностями, учеба в музыкальной школе будет для него тяжелой нагрузкой. Не оказавшись среди лидеров, блистающих на отчетных концертах, малыш совершенно незаслуженно будет чувствовать себя неудачником. Хотя занятия в музыкальной школе практически бесплатны, через некоторое время может обнаружиться, что вашему малышу необходимо заниматься дополнительно, а это уже весьма ощутимые затраты. Если же ребенок действительно талантлив, его способности могут начать нещадно эксплуатировать, а жизнь превратится в бесконечную череду репетиции, конкурсов и фестивалей, в ней не останется времени для других, не менее важных и интересных дел.

Музыканты до рождения: это возможно!

— Так что же, вообще не учить ребенка музыке? — спросите вы. Конечно же учить. По ведь большинство из нас не являются профессиональными исполнителями, и наша задача — научить малыша любить музыку. А водя ребенка из-под палки в ненавистную «музыкалку». Мы можем добиться прямо противоположного эффекта. Есть множество способов научить малыша наслаждаться музыкой, чувствовать ее, помочь ему овладеть инструментом, выучить нотную грамоту, развить его слух и чувство ритма. Сегодня специалисты рекомендуют начинать занятия музыкой еще до рождения. Причем доступно это абсолютно всем: нужно просто чаще слушать хорошую музыку.

Не забывайте и о музыке для детей. Прекрасные серии «Волшебные голоса природы», «Музыка малышам», сборники потешек и детских песенок

подойдут и для будущей мамочки. Можно слушать Сергея Железнова «Музыка с мамой».

Мелодии массажные, купальные и обеденные

Когда малютка появится на свет, старайтесь, чтобы в его детской почаще звучала музыка. Когда ребеночек спит, его мозг продолжает работать, и колыбельные, нежные концерты для скрипки, флейты или клавесина, возвышенная органная музыка навсегда сохранятся в его памяти. Даже если медведь отдавил вам оба уха еще в детстве, не стесняйтесь петь крохе сами. Не так уж сложно разучить несколько детских песенок: живой и любимый мамин голос для малыша полезнее любого, даже самого высокопрофессионального исполнения.

Можно также придумать собственные песенки или напевать крохе свои любимые стихи. Пусть малыш слушает, как занимаются музыкой старшие дети, а если мама и папа споют под гитару туристские песни своей юности, будет вообще замечательно.

Если вы занимаетесь со своим малюткой динамической гимнастикой, включите подходящую ритмичную музыку, и несложные упражнения превратятся в настоящий акробатический рок-н-ролл.

Можно подобрать специальные массажные, купальные и обеденные музыкальные композиции.

Покупайте музыкальные сказки, детские переложения известных опер.

Мышка Си и котенок До: учимся вместе

Когда ребенку исполнится два года, вы можете понемногу учить его основам музыки. Во всем мире очень популярна система японского педагога Судзуки. По его методике детей знакомят с игрой на музыкальных инструментах с полутора — двух лет. Обычно в специальных группах детей учат играть на скрипке, но есть разработки для виолончели, фортепьяно и флейты. Если вы не знаете ни одной ноты, да и со слухом у вас неважно, не расстраивайтесь: слух прекрасно развивается, а учиться вы будете вместе с малышом. Система Судзуки как раз и основана на том, что родители сначала учатся сами, а потом учат детей. Попробуйте сами увлечься каким-нибудь инструментом (если у вас в доме нет никакого музыкального инструмента, проще и дешевле всего, наверное, купить флейту или маленький синтезатор). И когда у вашего малыша возникнет непреодолимое желание присоединиться к вам, дайте и ему флейточку. Педагоги-классики считают, что недостатком этой системы является то, что детям «не ставят руки» и они привыкают играть неправильно. Но если вы не планируете, чтобы ребенок занимался музыкой профессионально, это неважно. Ну а если он захочет продолжать занятия,

руки можно будет и «переставить» или перейти с возрастом на другой инструмент.

К сожалению, система Судзуки имеет у нас пока еще мало сторонников и найти подобную группу или школу довольно трудно, а в более консервативные коллективы малыша вряд ли примут раньше четырех лет. Поэтому придется обходиться собственными силами. Ну что ж, создайте свою оригинальную методику. Замечательно, если у вас дома есть пианино. Еще лучше подойдет вышеупомянутый синтезатор: он занимает совсем мало места, и его можно поставить так, чтобы малыш мог легко до него дотянуться. Если настоящего инструмента нет, купите обыкновенный ксилофон. На каждую клавишу наклейте кружок соответствующего цвета (до — красный, ре оранжевый, ми — желтый и т. д.). На карточках нарисуйте ноты тех же цветов. Пойте малышу поты и играйте их на инструменте, показывая эти карточки. Когда кроха немного освоится, на таких же карточках напишите ноту и под ней односложное слово или, если малыш еще не умеет читать, нарисуйте подходящую картинку (к примеру, до — кот, си мышь и т. д.). Потом можно будет писать слова из нескольких слогов и соответственно несколько нот (зайка — ми-ре, солнышко — соль-фа-фа). Поняв механизм превращения звуков в ноты, ребенок скорее освоит нотную грамоту, научится петь и играть с листа.

И если все же «музыкалка» правила успеха

Если вы все же решили отдать малыша в музыкальную школу, прислушайтесь к нашим рекомендациям.

Не стремитесь поступить в школу как можно раньше. Программа рассчитана на детей школьного возраста, и, как бы ни был развит и талантлив ваш малыш, он всегда будет отставать от более старших одноклассников, переутомляться и в конечном счете учиться хуже, чем мог бы. Пяти-шестилетних детей принимают в подготовительный класс, и это — самое подходящее время для начала систематических занятий музыкой. Правда, при многих школах есть платные дошкольные отделения, где с самыми маленькими занимаются пением, ритмикой, игрой на шумовых инструментах.

Незачем пытаться обязательно попасть в класс фортепьяно, есть масса инструментов, на которых ничуть не менее интересно играть: и скрипка, и виолончель, и флейта, и арфа, и кларнет. Если во время прослушивания вам посоветуют, на каком инструменте лучше играть малышу, прислушайтесь к этим рекомендациям. Как правило, учитываются и музыкальные данные, и анатомические особенности ребенка. Тому, у кого крупные руки, предложат трать на виолончели, а крошке — на флейте-пикколо. Если у ребенка абсолютный слух, он может играть на скрипке, если способности похуже — на гитаре или кларнете.

Очень серьезно подойдите к выбору педагога. С этим человеком вашему чаду предстоит общаться один на один несколько лет.

Перед тем как поступить в музыкальную школу, проконсультируйтесь с врачом. Для занятий на некоторых инструментах существуют противопоказания; на флейте нельзя играть при повышенном внутричерепном давлении, на скрипке — при сколиозе и сильном плоскостопии. И проверьте зрение малыша: даже при незначительном дефекте у крохи от чтения нот будут уставать глазки. Могут начаться головные боли. Занятия музыкой не должны нарушать режим дня малыша, мешать прогулкам, занятиям спортом и полноценному общению со сверстниками.

Не сравнивайте успехи малыша с достижениями других детей, попросите педагога не делать этого. Не требуйте от крохи большего, чем он может. Но и не делайте далеко идущих выводов из его побед: «пятерка» на экзамене во втором классе еще не повод делать из ребенка профессионального музыканта.

Как бы ни было трудно, постарайтесь не раздражаться, занимаясь с малышом дома. Занятия теряют всякий смысл, если ежедневно сопровождаются слезами и наказаниями. Во всяком случае еще никого не удалось заставить любить музыку таким способом. Когда потребуются регулярные тренировки дома, заранее оговорите с ребенком, в какие часы и как долго он будет заниматься. Минут за десять-пятнадцать предупредите малыша, что скоро пора начинать. Даже если вы разбираетесь в музыке, постарайтесь свести контроль к необходимому минимуму. Если вас попросят о помощи — помогите, а если ребенок хочет заниматься самостоятельно, не мешайте. Возможно, так он добьется больших успехов, даже если поначалу будет двигаться вперед не так быстро, как под вашим руководством.

Ну а если ваш малыш категорически отказался ходить в музыкальную школу или вы почувствовали, что занятия не доставляют ему никакого удовольствия, да и успехов особых не видно, не делайте из этого трагедии. Деликатно предложите крохе попробовать заняться чем-нибудь другим. Может быть, через год-два он сам вернется к занятиям. Но даже если ребенок больше никогда не сядет за инструмент, не беда. Зато он навсегда запомнит, что вы поняли его и с уважением отнеслись к его решению. Ну а любить и понимать музыку могут и те, кто не умеет играть на рояле.

Консультацию подготовила музыкальный руководитель Артёменко А.В.