«Дыхательная гимнастика Александры Стрельниковой»

Уже давно всем известно, что упражнения на развитие дыхания играют важную роль в развитии оздоровления дошкольников. Дыхательной гимнастикой можно заниматься детям с 3- 4 лет Еѐ можно делать стоя, сидя, а в тяжѐлом состоянии даже лѐжа. В среднем нужен месяц ежедневных занятий по 2 раза в день, чтобы почувствовать лечебный эффект при любом заболевании. Никогда не бросайте эту гимнастику. Занимайтесь всю жизнь хотя бы 1 раз в день и вам не понадобятся лекарства.

Результаты занятий дыхательной гимнастикой Стрельниковой действительно впечатляют. Она эффективно помогает в лечении целого спектра недугов, усиливая при этом результативность различных методов лечения, в том числе медикаментозных и альтернативных. В их числе: — хронические заболевания носовых пазух, бронхов и легких, в том числе пневмония и астма; — сахарный диабет; — болезни сердца; — язвенная болезнь (в стадии ремиссии); — заболевания неврологического характера. При выполнении упражнений активизируются иммунные силы организма. Гимнастика позволяет развивать гибкость, пластичность, а также способствует исправлению нарушений осанки у детей и подростков за счет активности в процессе выполнения упражнений практически всех групп мышц. Детский организм начинает развиваться оптимальными темпами. Активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Цель обучения детей дошкольного возраста дыхательной гимнастике по методу А.Н. Стрельниковой — способствовать укреплению здоровья детей и приобщению к здоровому образу жизни. Александра Николаевна Стрельникова оперная певица, театральный педагог. Совместно со своей матерью она разработала принципы дыхательной гимнастики для расширения диапазона голоса, улучшения тембра, а в последствии и для оздоровления. В 1972 году было зарегистрировано авторское право на «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса».

 Принцип гимнастики А.Н. Стрельниковой короткий и резкий вдох носом в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую широкий спектр позитивного воздействия. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила: вдох громкий, активный ( просто шумно на всю комнату шмыгать носом, как бы нюхая) выдох абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот ( кому как удобно). О выдохе думать вообще запрещено. Воздух должен сам уходить после каждого вдоха каждое упражнение должно разучиваться до автоматизма В дыхательной гимнастике Стрельниковой короткие шумные вдохи носом делаются одновременно с движениями: хватаем -нюхаем, кланяемся-нюхаем, поворачиваемся нюхаем.

 Комплекс дыхательной гимнастики ( по А.Н. Стрельниковой)

  1. «Большой маятник! ( «Игрушка неваляшка») Наклонилась неваляшка, Но упасть не упадет. Даже если кт мой Яшка Неваляшку в бок толкнет. В бок толкнет игрушку он И в ответ услышит звон. Интересно очень Яшке: Что внутри у неваляшки? Это комплексное упражнение, состоящее из двух простых: «Насос» и «Обними плечи». На счет «раз» слегка наклоняемся вниз, спина круглая, голова опущена, кисти рук тянутся в коленям вдох. Выдох возвращаемся назад. На счет «два» — запрокидываем голову назад, «обнимаем себя» вдох. Возвращаемся назад — выдох. «Насос» ( Накачиваем шины) По шоссе летят машины Все торопятся, гудят. Мы накачиваем шины, Дышим много раз подряд. Дети стоят слегка наклонившись, голова опущена вниз. Руки «накачивают насос» движение вниз — вдох. И.п. выдох.
  2. «Кошка» (приседание с поворотом) Мягонько ступают ножки, Язычком ест вместо ложки, Ты погладь еѐ немножко Сразу замурлычет кошка. И.п. как в 1 упр. На счет «раз» поворачиваем верхнюю половину тела вправо, слегка приседаем, кисти рук делают хватательное движение вдох. Выдох И.П. на счет «два» движение в другую сторону. Норма: 4 раза по 4 вдоха выдоха.
  3. «Обними плечи!» ( вдох на сжатие грудной клетки «Соедини локти!») Носиком вдыхаю! Ах, какой хороший я, Как же я люблю себя! Крепко обнимаю И.п. руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны, правая рука ниже левой. На счет «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились. Меняем положение рук. Норма: 4 раза по 4 вдоха выдоха.
  4. «Ладошки» Стихотворение для разучивания, выполняется упражнение без стихотворения. Ладушки ладошки, Звонкие хлопошки. Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем. Как ладошки разжимаем, То свободно выдыхаем. Дети стоят ровно и прямо. Ноги чуть шире плеч, руки согнуты в локтях, ладошки повѐрнуты к «зрителю». На счет «раз» — хватательные движения ладошками ( сжимаем их в кулачки) и одновременно вдох. На 4 счета делаем подряд 4 коротких вдоха — выдоха. Отдыхаем 3-5 секунд и продолжаем. Норма 4 раза по 4 вдоха- выдоха.
  5. «Погончики» Вот погоны на рубашке, Темный кожаный ремень. Я теперь не просто мальчик Я военный летчик! И.п. то же. Руки в кулачках, кулачки прижаты к животу на уровне пояса. На счет «раз» с силой толкаем кулаки вниз и выпрямляем пальчики вдох. Возвращаемся в исходное положение.

Литература: Щетинин «Дыхательная гимнастика» А. Н. Стрельниковой..- М.: Айрис пресс, В. Н. Шацкая «Детский голос» педагогические исследования. Н. А. Метлов «Музыка детям»