Центр развития ребенка > Знакомство ребенка с родным городом

Знакомство ребенка с родным городом

Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живет.

Задача родителей — углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого — в ближайшем окружении. Это улица и сквер, где малыш бывает постоянно, двор, где играет с ребятишками, детский сад, который для него является вторым домом… Все это, пока ребенок мал, воспринимается им как неотъемлемая часть его жизненно необходимой среды, без которой он не мыслит свое «я».

Расширить круг представлений о родном городе, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав все то, что свято чтут люди, — значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.      

Дошкольное детство — пора открытий. Задача взрослых — помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Пусть маленький человек с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно.

Взрослые, гуляя с дошкольником, каждый раз находят объект для наблюдения. Ребенку полезно объяснить, в честь кого назвали улицу. Его знакомят с памятными местами родного город. И в этом родителям принадлежит особая роль, ведь они имеют больше возможности, чем детский сад, чтобы поехать с ребенком на экскурсию в любую, даже отдаленную часть города.

Рекомендуем рассказать:

* название своего города и своей улицы

* знать отдельные достопримечательности и исторические места родного города;

* главные улицы и памятники;

Полезно рассказать:

Тюмень – центр культурной и научной жизни области: здесь сосредоточено много кинотеатров, спортивных сооружений, различных учебных заведений, институтов, музеев, домов культуры. Жители Тюмени гордятся дворцом спорта, музеем, набережной.

В Тюмень съезжаются люди из разных краев земли на спортивные и молодежные встречи, фестивали музыки и искусства.

Задача взрослых — помочь ребенку в осмыслении доступных ему социальных явлений, а по возможности и приобщении его к жизни тюменцев. Так, например, дошкольнику можно рассказать, что жители Тюмени постоянно следят за порядком на улицах, высаживают цветы и деревья для озеленения. Значит, и он, маленький тюменец, должен быть причастным к делам взрослых — бережно относиться ко всему тому, что его окружает (не топтать газоны, не сорить на улице, беречь зеленые насаждения). С этого начинается формирования у ребенка чувства гордости за родной город.

Дошкольников полезно познакомить с памятниками героическим защитникам. Помимо экскурсий и целевых прогулок для ознакомления детей с родным городом в вашем распоряжении имеется немало средств и методов: наблюдения, изменения в облике города, улиц; рассказ, объяснение взрослого в сочетании с показом и непосредственными наблюдениями ребенка; чтение детской и художественной литературы о родном городе и событиях, связанных с ним, а также рассматривание картин, иллюстраций. Наборы открыток, наборы с видами городов помогут дошкольникам познакомиться не только со своим городом, но и с другими.

Разучивание стихотворений и песен, слушание музыкальных произведений о родном городе создадут у ребенка эмоциональное настроение. Привлечение ребенка к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для него окружении в благоустройстве двора, улицы, территории детского сада.

Ребенок более бережно относится к тому, что сделано его руками. Весь комплекс воздействия должен быть направлен на то, чтобы вызвать у дошкольника чувство восхищения родным городом, воспитать у него любовь и привязанность к тем местам, где родился и живет.

Рекомендуем поиграть с ребенком:

Пальчиковая гимнастика «Люблю по городу гулять»

Люблю по городу гулять, (дети «шагают» пальчиками обеих рук по столу) Люблю смотреть, люблю считать

Республика — раз, Ленина — два, загибают по одному пальчики) Улица Щербакова – три.

А четыре — я живу в заречном микрорайоне.

Пять – гуляю в парке  «Сибирских кошек» я опять.

Шесть – на Набережную схожу и на реку Туру я погляжу.

Семь – кукольный театр в центре есть

Восемь – мост влюбленных вот!

Девять – повстречался мне Памятник большой войне. Я тихонько постою и цветочки положу!

Десять – наш цирк на Цветном бульваре.

Очень город я люблю!

Физминутка

Мы по городу шагаем (идут),

То, что видим, называем:

Светофоры и машины (поворот головы влево,

Ярмарки и магазины (поворот вправо,

Скверы, улицы, мосты

И деревья и кусты!. (Потянулись вверх — присели)

Пальчиковые игры

На поляне дом стоит, «Дом» изобразить двумя руками, крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.

Ну а к дому путь закрыт. Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).

Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются параллельно друг другу

В этот домик приглашаем. «Дом»

Артикуляционная гимнастика

1.Упражнение на дыхание: «Вырасти большой»—встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.

2.Артикуляционные упражнения: Сказка о Веселом Язычке «Путешествие по городу». На улице ярко светит солнце, поют птицы, цветут цветы. А Язычок загрустил («Птенчики»—открыть рот широко и удерживать его в таком по­ложении в течение 3—5 сек). В это время по улице пробегал котенок Бублик («Катушка»— улыбнуться, приоткрыть рот. Кон-чиком широкого языка с силой упереться в нижние зубы. Удерживать на счет до 5. Выполнять мелкие движения выгнутым языком вперед-назад, не отрывая языка от зубов.). Он решил заглянуть к Язычку и пригласить его в путешествие по городу. Язычок выслушал друга и улыбнулся («Улыбка»— широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти сжаты), и удерживать губы в таком положении в течение 5 сек.), Язычок конечно был согласен. Друзья стали составлять маршрут. Куда же им пойти? Первым делом они отправились на речку («На речку»—при открытом рте по-очередно касаться языком сначала верхней губы, затем верхних зубов, альвеол) и стали загорать («Лопаточка»—рот открыт. Губы в улыбке. Широкий расслаблен­ный язык положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении 5 сек.) И вдруг они увидели водную горку, с которой катиться было очень весело («Горка»— рот открыт. Кончик языка за ниж-ними резцами. Спинку языка поднять вверх «горкой». Посередине языка – желобок. Удержать 10-15 сек.).

Язычок посмотрел по сторонам («Часики»—улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому), и увидел, как играют в футбол. Ему тоже очень захотелось попробовать. И вместе с бубликом они дружно играли в мяч («Спрячь конфетку»—широким кончиком языка коснуться во рту бугорков, находящихся за верхними резцами).

После отдыха на речке друзья отправились домой.

«Дом»

1.Упражнения на дыхание: «Клумба возле дома».

Возле дома растут цветы, вдыхаем через нос, аромат: «а-а-ах! » — на выдохе.

«Зажжём фонарик в доме».

Опустить руки, сделать спокойный вдох, «послать воздух в животик», а на выдохе сделать губы трубочкой и подуть на «фонарик».

2.Артикуляционные упражнения:

«Ремонт дома». «Приколачиваем оконные рамы» Произносить на одном выдохе звуки: «Т-т-т-т-т, д-д-д-д-д», а затем слоги: «та-да-та-да, ты-ты-ты-ды, тук-тук-тук-тук».

«Сверлим дырки дрелью». Произносить звуки: т-т-т, д-д-д за верхними зубами и пальчиком выполнять вибрацию язычка: др-р-р-р; тр-р-р-р.

«Красим крыльцо». Рот закрыт. Облизывать сначала только верхние зубы, затем нижние. Далее облизывать зубы по кругу.

«Красим потолок». Кончиком языка проводить по небу—от мягкого неба до верхних зубов.

«Укладываем полы». Распластать язык на дне ротовой полости.

«Уборка дома». Твой рот, как дом. Представь, что твой язык – тряпка, и протри свой дом.

Протри порог дома – высуни язык и оближи всё вокруг нижней губы, водя языком вперед-назад.

Протри верхнюю часть двери – оближи верхнюю губу всю, от одного уголка до другого, водя языком вперед-назад.

Протри всю мебель внизу – проведи языком по нижним зубам.

Протри все комнаты наверху – проведи языком по верхним зубам.

«Моем окна». Производить круговые движения кончиком языка по верхней и нижней губам.

А теперь вытряхни тряпку на улице – высуни язык и покачай им из стороны в сторону.

Гимнастика для глаз

«Заборчик».

Поднимать глаза вверх и опускать вниз.

«Мостик».
 Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.                         Закрывают оба глаза.
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.                Продолжают стоять с закрытыми      глазами.
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.        Открывают глаза, взглядом рисуют   мост. Нарисуем букву о, получается легко.                         Глазами рисуют букву о.
Вверх поднимем, глянем вниз,                                Глаза поднимают вверх, опускают   вниз.
Вправо, влево повернем,                                         Глаза смотрят вправо- влево.
Заниматься вновь начнем.                                        Глазами смотрят вверх, вниз.

Рекомендуем нарисовать вместе с ребенком: свой город, любимое место в городе, где вы бываете вместе.

Рекомендуем рассказать ребенку о Дне Города и создать с ребенком открытку:

https://youtu.be/4c9Fdpgh_Rw

Воспитатель Рыбчинчук Татьяна Сергеевна