Пальчиковые  игры и упражнения  играют положительную роль в работе педагога-психолога

1.В первую очередь, при поступлении ребёнка в детский сад, когда он проходит через адаптационный период.  Очень  часто необходимо мгновенно переключить внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокоить. Такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений – поэтому они подходят для самых маленьких. Кроме того, игры и упражнения:

— учат малышей повторять за нами, взрослыми развивают подражательную способность. Именно эта способность – базис успешного последующего обучения всем навыкам;

— учат напрягать и расслаблять мышцы, переключатся с одного движения на другое;

— развивают умение сохранять на некоторое время положение пальцев.

Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые игры и упражнения доставят им особую радость.

2.Использование пальчиковых игр и упражнений на коррекционно-развивающих занятиях по развитию познавательных процессов:

  • Развиваем речь. Упражняя и ритмично двигая пальчиками, ребёнок активизирует речевые центры головного мозга, учится вслушиваться в нашу речь и её понимать, повышается речевая активность, да и просто создаётся благоприятная  эмоциональная  атмосфера.
  • Развиваем внимание. Учим ребёнка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень важное умение! И нам нужно помогать ребёнку его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребёнок может научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.
  • Развиваем память.  При выполнении пальчиковых игр и упражнений нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений. Да и просто стихи.
  • Развиваем фантазию и воображение. С помощью пальчиковых игр и упражнений  руками можно «рассказывать» целые истории. Сначала пусть покажет взрослый. А уж потом и ребёнок сможет сочинять свои «пальчиковые истории».
  • Непослушная считалка.

Посчитаем? Это — раз!
Загибаем? Это — два!
Продолжаем? Три, четыре…
Где же пятый?! Во — смотрите!

Продолжаем на другой:
Вот шестой, седьмой, восьмой…
Пиф-паф ой-ой-ой!!!
Да, девятый — он такой!

Сколько пальчиков всего?
Ровно десять! О-го-го!!!!

  • Маленькие гномики.

Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки) 
Маленькие гномики: 
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.
(загибать пальчики, начиная с мизинца)
Раз,два,три,четыре,пять  (разгибать пальчики) 
Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга) 
Таки – рубашки, (загибать пальчики, начиная с большого)
Тики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.

  • Дни недели.
    В понедельник я стирала,

(кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала.

(кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач,

 (печём «пирожки») 
Весь четверг искала мяч,

 (правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк»)
Чашки в пятницу помыла,

 (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки) 
А в субботу торт купила.

 (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения.

 (машем ладошками к себе)

3.Использование пальчиковых  упражнений на занятиях по развитию мелкой моторики.  При систематическом  выполнении этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными и гибкими. А это так поможет в освоении навыка письма.

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

  • Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь — вместе.)
  • Ладошка — кулачок — ребро (на счет «раз, два, три»).
  • Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)
  • Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).
  • Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).
  • Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).
  • Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).
  • Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).
  • Цветок (то же, но пальцы разъединены).
  •  Корни растения (прижать корни — руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).
  • Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг).
  • Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).
  • Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).
  •  Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

Наша речь на кончиках пальчиков!

Педагог-психолог

Варламова Наталья Борисовна