Картотека игр «Радость общения» Цель: создание положительного «фона» для самовыражения, активности, повышения коммуникабельности дошкольников.     Условные обозначения            Упражнения на развитие внимания, на­блюдательности и положительного отно­шения к сверстникам (их умениям и предпочтениям).         Упражнения на развитие внимания, на­блюдательности и положительного отно­шения к сверстникам (их умениям и предпочтениям).        Чтобы снять эмоциональное и физиче­ское напряжение, укрепить дружеские отношения детей, можно использовать следующие упражнения.
    Упражнения на развитие внимания, на­блюдательности и положительного отно­шения к сверстникам (их умениям и предпочтениям).
  «Встаньте все те, кто…». Ведущий дает задание: «Встаньте все те, кто 1) любит бегать, 2) любит сладкое, 3) у кого есть сестра», и т. д. После завершения упражнения подводят­ся итоги. Ведущий поочередно задает вопро­сы каждому ребенку. (Если он не может от­ветить, ему помогают все дети.) Например: • Кто в группе любит сладкое? • У кого есть младшая сестра? И т. д. При повторении упражнения вопросы ус­ложняются — включаются два компонента. При желании роль ведущего могут выпол­нять дети.     «Опиши друга». Упражнение проводится в парах. В тече­ние двух-трех минут дети рассматривают друг друга, затем поворачиваются спиной и по очереди описывают прическу, лицо, одежду партнера. Описание сравнивается с оригиналом, и делается вывод о том, на­сколько ребенок был точен. Отмечаются самые внимательные дети.
  «Что изменилось?» Водящий (поочередно им становится каж­дый ребенок) выходит из комнаты. В это вре­мя производятся два-три изменения в одежде, прическе, местоположении детей. Водящий должен правильно подметить, что изменилось.     «Угадай-ка». Дети сидят в кругу. Ведущий дает задание: «Угадайте, что нравится в вашем соседе сле­ва его маме». Дети вслух высказывают свои предположения. Затем выбирают самые луч­шие качества, которые были названы. При повторении игры можно предложить угадать, что нравится в соседе его друзьям.
      «Узнай, кто тебя позвал». Водящий (ребенок) закрывает глаза. Двое детей по очереди называют его имя. Водящий должен догадаться, кто его позвал. Упражнение можно усложнить — предло­жить детям, называющим имя ребенка, из­менить голос.       «Я умею». Дети стоят в кругу. Поочередно говорят, что они умеют делать, например: «Быстро бегаю», «Мою посуду» и т.д. Нужно быть очень внимательным, так как каждое умение может быть названо только один раз.
    Упражнения на выбор формы общения в разных ситуациях.       «Волшебное средство». Воспользовавшись уже знакомыми спо­собами общения, дети должны помочь: • плачущему ребенку, который потерял мяч; • маме, которая пришла с работы и очень устала; • другу, который случайно сломал люби­мую игрушку. Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы задание мог выполнить каждый ребе­нок.
      «Волшебные заросли». Каждый ребенок (по очереди) пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу «волшеб­ными зарослями» — остальными детьми. «Заросли» понимают человеческую речь и чувствительны к прикосновениям. Они мо­гут пропустить ребенка в центр круга, а мо­гут и не пропустить, если их плохо просят. По окончании упражнения проводится обсуждение: «В каком случае «заросли» рас­ступились и почему? В каком случае не про­пустили ребенка в круг?»       «Соберитесь вместе». Детям раздают парные картинки с изоб­ражением различных предметов, животных (по одной каждому ребенку). Ведущий дает задание: найти свою пару, не пользуясь словами и звукоподражанием. С помощью мимики и жестов каждый ребе­нок должен «изобразить», какой предмет (животное) он ищет.
    «Игрушка». Упражнение проводится в парах. У одно­го участника в руках красивая игрушка (сле­дует объяснить ребенку: он должен пред­ставить, что это его самая любимая игруш- ка). Другой очень хочет поиграть с ней, и его задача уговорить товарища дать ему эту иг­рушку. Как только игрушка окажется в руках второ­го участника, упражнение прерывается, и пер­вый ребенок объясняет, почему он ее отдал.       Чтобы снять эмоциональное и физиче­ское напряжение, укрепить дружеские отношения детей, можно использовать следующие упражнения.
      «Настроение». Сначала дети рисуют на общем листе кра­сками свое настроение (в виде облака, цвет­ка и т.д.) — получается «цветопись» настро­ения группы. Затем из корзинки с разноцветными бу­мажными лепестками каждый ребенок вы­бирает лепесток, соответствующий его наст­роению, и все вместе составляют один цве­ток (в виде ромашки). Заканчивается упражнение спонтанным «танцем настроения»: каждый ребенок «со­чиняет» свои движения.       «Паровозик». Дети встают друг за другом, кладут руки на пояс впереди стоящего и начинают дви­гаться «паровозиком». На пути им встреча­ются различные препятствия, которые нуж­но преодолеть: перешагнуть через «кочку», пройти по «мостику», обогнуть большие «ва­луны», пройти в «ворота» (обруч), стараясь не расцепить «вагоны».