Консультация учителя- логопеда для родителей
«Как развивается речь ребенка, что вызывает нарушения и задержку речевого развития»
Хорошая, понятная речь — залог успешной социализации ребенка в обществе, его адаптации к ДОУ, а в будущем и к школе. Наличие каких-либо трудностей в речевом развитии или его задержка создают риск формирования низкого психоэмоционального уровня. Как должен происходить этот процесс в норме? Рассмотрим основные этапы.
Как развивается речь ребенка? До 12 месяцев дети начинают произносить отдельные звуки и слоги, а также распознавать названия объектов, с которыми имеют дело ежедневно (например, бутылочка, ложка, стол и т. п.) . Многие из них в возрасте около года начинают выговаривать сочетания слогов, похожие на слова «мама», «папа» и т. п.
В 12–15 месяцев дети начинают подражать звукам речи взрослых и произносить первые слова, состоящие из двух слогов. В этом возрасте они также могут понимать и выполнять простые просьбы (например, «Дай мне игрушку») .
В 18–24 месяца многие дети уже произносят 20–30 слов. К двум годам они начинают говорить простые предложения из двух-трех слов. Двухлетний ребенок распознает привычные для него объекты (в т. ч. на картинках) и может по просьбе взрослого указать на глаза, уши, нос и т. д.
В два-три года словарь ребенка должен превышать сотню слов. Он начинает объясняться предложениями, состоящими из трех и более слов, использует сравнительные характеристики, например: большое — маленькое, светлое — темное и т. д.
От родителей, которым рекомендовано показать ребенка логопеду, дефектологу или психоневрологу, можно услышать приблизительно следующее: «Наш папа (наша мама) тоже начал (начала) разговаривать в четыре года (пять лет) », «Врач сказал, что надо дождаться, когда ребенку исполнится четыре года»… Все это — мифы! Молчание до трехлетнего возраста свидетельствует о потребности в серьезном обследовании. Не диагностированные до пяти-шести лет нарушения или задержка речевого развития в дальнейшем приведут к серьезным проблемам. Чем раньше родители обратятся к специалисту, тем результативнее будет коррекционно-развивающая работа с ребенком.
Что вызывает нарушения и задержку речевого развития?
Причины, вызывающие нарушения или задержку речевого развития, можно разделить на биологические и социальные.
Подготовила учитель-логопед: Еловенко О.А