Центр развития ребенка > Консультация логопеда «Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику»

Консультация логопеда «Как правильно выполнять артикуляционную гимнастику»

 Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. 
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, их мышцы будут подготовлены. 
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». 
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям, и взрослым — научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе. 

       При проведении артикуляционной гимнастики 
        необходимо соблюдать следующие рекомендации:

1. Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку. 
2. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут. 
3. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см., в спокойной обстановке, при достаточном освещении. 
4. Комплекс на одно занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания. 
5. Каждое упражнение выполняется по 5 раз. 
6. Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи. 
7. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию) .
8. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений. 
9. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения. 
10. Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата. 

Артикуляционная гимнастика
Упражнения для губ
1. «Заборчик». Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. 
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем


2. «Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой. Зубы сомкнуты. 
Мои губы – трубочка
Превратились в дудочку. 


3. «Улыбка – Трубочка». Чередование положений губ
 Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка. 
  А теперь — слонёнок я, видишь – хобот у меня. 
Мне понравилось играть, повторю – ка всё опять. 


Упражнения для щек
1. Похлопывание и растирание щек. 
2. «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 
3. «Голодный хомячок». Втянуть щеки. 
4. «Шарик». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом. 


Статические упражнения для языка


(выработка контроля за положением языка и удержанием позы) 
1. Накажу непослушный язычок. Это упражнение является самомассажем для языка. На губу язык клади, Пя-пя-пя произноси. 


2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.  Язык лопаткой положи и спокойно подержи. 
                        Язык надо расслаблять и под счёт его держать:
                        Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать. 


3. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык широкий положи, его края приподними.


4. Иголочка
. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.  Язык в иголку превращаю, напрягаю и сужаю. 
    Острый кончик потяну, до пяти считать начну. 
     Раз, два, три, четыре, пять –иголку я могу держать. 
      Динамические упражнения для языка
      (выработка координации и точности движений) 


5. Часики. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта. 
Влево — вправо мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов покачаться он готов. 

6.Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. 
На качелях я качаюсь: вверх, вниз, вверх, вниз. 
Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз. 


7. Чистим зубки. Рот открыт. Кончиком языка погладить внутри верхние и нижние зубы. Важно – подбородок не двигается. 
Чищу зубы, чищу зубы и снаружи, и внутри. 
Не болели, не темнели, не желтели чтоб они. 


8. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. 
Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок. 
Я копытцем постучу! Цок-цок-цок. 
Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок. 


9. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. 
Красить потолок пора, 
Пригласили маляра. 
Ниже челюсть опускаем, 
Язык к нёбу поднимаем. 
Проведём вперёд – назад – 
Наш маляр работе рад. 


10. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. 
Ох и вкусное варенье! 
Жаль осталось на губе. 
Язычок я подниму
И остатки оближу. 

Консультацию подготовила учитель-логопед Еловенко Олеся Александровна