Художественная литература является мощным средством развития речи дошкольников. Она играет огромную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребёнка, с ее помощью у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка.
Взрослые должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. Чем раньше начать знакомство ребёнка с художественной литературой, тем лучше для него.
Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.
Культура речи — явление многоаспектное, главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка, это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком.
Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи:
Фонематической — умение различать звуки;
Лексической — изучается словарный состав языка. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. Каждое слово любой части речи имеет свое звучание и собственное (индивидуальное) лексическое значение.
Грамматической — умение правильно согласовывать слова в предложении, восприятием разнообразных литературных жанров (сказок, стихов, басен, рассказов и фольклорных произведений (прибауток, песенок, потешек) и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания.
Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно пересматривать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывает опыт, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. Дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака).
Одним из эффективных средств для развития лексики и обогащения словаря дошкольников с общим недоразвитием речи выступает художественная литература.
В системе задач по развитию речи детей дошкольного возраста словарная работа играет значимую роль. Слово обеспечивает содержание общения.
Содержание словарной работы в дошкольном возрасте прежде всего заключается в том, что первоначально необходимо наполнить словарь понятиями, обозначающими элементы присваиваемой ребенком культуры – материальной, интеллектуальной, соционормативной. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка, в стихах — ритмичность русской речи. В сказках меткость, выразительность. Из детских книг ребенок узнает много новых слов.
Раньше всего, дети усваивают бытовой словарь; природоведческий словарь; обществоведческий словарь. И только потом – эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (грустный, веселый, задумчивый), качественную оценку предметов (хороший, плохой, отличный, негативный), слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, дорогуша, ларчик), образования синонимов (работать — вкалывать, горбатиться, засмеялись – захихикали, прыснули, захохотали); с помощью фразеологических оборотов (хлопот полон рот, бить баклуши); слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (пудовый — тяжелый); лексику, обозначающую время, пространство, количество.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка — особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Потешки и колыбельные песни — бесценный материал, который позволяет ребёнку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм. Они обогащают словарь детей за счёт того, что содержат много сведений о предметах окружающего мира, обучают детей образовывать однокоренные слова («котя», «котенька», «коток»). Повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух, помогают запоминать слова и выражения. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.
В русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на малыша. Чтение русских народных сказок раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика с характером и поведением определяют художественную ценность русской народной сказки. Внешность положительных героев характеризуется краткой традиционной формулой — «герой так красив, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». В повествовании часто повторяются выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и другие. Используются одни и те же средства поэтического языка, например постоянные эпитеты — «море синее», «лес дремучий» и так далее. Ребёнок, постоянно слыша в тексте сказки подобные выражения, делает их достоянием собственной речи. Из сказок: амбар, сусека, изба, мачеха, падчерица, озноб, краюха хлеба, ковш), образных выражений («я там был, мед, пиво пил, по усам текло, да в рот не попало»), речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.
При работе со сказкой можно использовать ряд приёмов, способствующих более полному проникновению в образный строй и язык сказки.
1. Повторное чтение отрывков из текста сказки. Так ребёнок полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения, эпитеты и другие средства выразительности.
2. Пересказ отдельных эпизодов. Рассказывая сказку, ребёнок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах.
3. Рассматривание иллюстраций и накапливание у ребенка представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение.
4. Драматизация — один из наиболее эффективных методов развития образной речи. Драматизируя сказку, ребёнок пользуется языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием.
5. Подбор определений к персонажам сказки (событию, явлению, предмету). Можно использовать игры «Найди подходящие слова», «Придумай смешное слово» (например, пушистохвостая лиса), «Придумай похожие слова».
6. Разбор слов с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мУка-мукА), а порой и различный контекст (собачий хвост — собачий характер).
7. Объяснение этимологии слова. В сказках присутствует множество слов, происхождение которых лежит на поверхности (закоулочки).
Наблюдения показывают, что дети редко используют в общении фразеологические обороты, так как редко слышат их и не понимают их значения. В качестве средств обогащения речи детей фразеологизмами выступают образная речь окружающих взрослых и художественное слово. Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами. Образные выражения проникают из сказок, отделяются от них, рождаются в «живой» разговорной речи. Например, «конь вороной», «мороз трескучий», «стрелец-молодец», «видимо-невидимо», «мастер на все руки» и многие другие образно характеризуют поведение людей и явления природы.
В беседах по содержанию литературных произведений, фольклорных произведений разных жанров следует обращать внимание на образные выражения, поощрять употребление их детьми в активной речи. Прекрасным материалом в этом случае являются пословицы и поговорки. Важно, чтобы смысл пословиц и поговорок дети узнавали в живом общении или на примере повседневных бытовых ситуаций. Использование пословицы для раскрытия содержания художественного произведения — полезный и действенный прием для речевого развития детей. Он позволяет закрепить значения слов и расширить понимание идеи данного произведения. Например, можно использовать следующие пословицы: «Что посеешь, то и пожнешь» (к ненецкой сказке «Кукушка»); «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» (к сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»); «Дружба заботой да подмогой крепка» (к сказке Сутеева В.Г. «Мешок яблок»).
Особое значение для развития речи дошкольника имеет загадка. Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Например, помимо основного значения глагола идти («передвигаться»), ребёнок осознаёт и другие: действует механизм («идут часы»), льёт дождь («идёт дождь»). В загадке слова сопоставляются, объединяются друг с другом: «Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а всё на одном месте». (Часы). «Посмотри в окошко: идёт длинный Антошка». (Дождь). Загадки расширяют представления детей о возможностях переносного употребления слова: «Мы когда идём, стоим, а стоять умеем лёжа, даже если убежим, мы не двигаемся тоже». (Часы).
Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя:
— сравнения (это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим). Как определить сравнение? Обратить внимание на слова в тексте «как будто», «словно», «как», «подобный», «похожий», «точно», «мой дом — моя крепость», «белый, как снег», «говорит, словно реченька журит» (А.С. Пушкин), «круглый, как мяч»;
— метафоры(это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства 2-х предметов или явлении по какому-либо признаку) «водопад звезд» — много звезд, «горы своротить» — много сделать какой-то работы за короткий период времени, «костер рябины красной» — поспевшая рябина, похожа на костер, «ручей бежит» — ручей течет, «мороз сковал реки» — мороз заморозил воду в реке.
— эпитеты — это образное определение, отличающее существенную для данного контекста черту в изображаемом объекте, явления (в основе лежит скрытое сравнение).
При чтении стихотворения уже в средней группе можно в кратком анализе обращать внимание детей на художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты (в стихотворении Е. Серовой «Одуванчик» — образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок пушистый).
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный.
Белая береза над моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребёнка, давая ему образцы правильного литературного языка.
Произведения устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, фразеологизмы), являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи. На пример, медведь на ухо наступил -человек без музыкального слуха, тянет кота за хвост — нудно, медленно говорит, явился не запылился -неожиданно появившийся человек.
В старшем дошкольном возрасте оценочная лексика активно осваивается детьми на практике. Дети начинают понимать значение слов, обозначающих личностные характеристики (честный, скромный, заботливый, чуткий и др.) и активно применять их в разговоре. Задача педагога – доступно организовать работу над данной категорией слов. Причём сначала целесообразно разобрать имена прилагательные, а уже на их основе — имена существительные (честность, скромность, чуткость, заботливость), поскольку значения первых конкретнее и понятнее, чем значения вторых. Ориентиром для отбора таких слов могут быть словари наиболее частотных личностных черт, таких как добрый, честный, правдивый, спокойный, скромный, хвастливый, общительный, ленивый, равнодушный, хитрый, умный. Достаточно значимым для освоения эмоционально-оценочной лексики является анализ поступков литературных героев, их переживаний, мыслей и настроения, именно поэтому чтение литературных произведений необходимо включать во все режимные моменты и должны сопровождать практически все виды деятельности детей в дошкольном учреждении и вне его стен.
.Одним из приемов, углубляющих понимание содержания и выразительных средств, является повторное чтение. Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки по многу раз. При повторении необходимо точно воспроизводить первоначальный текст. Знакомые произведения могут быть включены в другие занятия по развитию речи, в литературные и развлечения.
Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми:
выразительное
беседа о прочитанном
повторное чтение
рассматривание иллюстраций
объяснение незнакомых слов.
Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значение тех слов, без понимания которых становится неясным основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей.
В работе над формированием словарного запаса большая роль должна отводиться наглядности (картинки, иллюстрации, игрушки, книги).
В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширение жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей.
На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства (Н. Носова «Огурцы», В. Осеева «Волшебное слово»). Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии (это столкновение каких-нибудь противоположных сил, интересов, стремлений) произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы.
Можно сделать вывод, что формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Особенно интересны малышам произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, произведения в которых описываются игровые и бытовые ситуации. Дошкольники достаточно восприимчивы к поэзии.
Таким образом, детская художественная литература является не только средством речевого развития детей, но оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей. Воспитывает способность наслаждаться художественным словом, закладывает основу для формирования любви к родному языку, к его точности, выразительности, меткости, образности. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Произведения художественной литературы содержат важные многогранные вербальные формы, способные передать и объяснить маленькому слушателю чувства и мысли героев, а также являются «путеводителями» в различных жизненных ситуациях.
При условии специально организованной работы над произведениями, можно достичь высоких результатов в овладении дошкольниками эмоционально-оценочной лексикой, обогащении словаря, развитии фонематического слуха. Художественная литература безусловно оказывает положительное влияние на развитие когнитивных процессов детей старшего дошкольного возраста, а также их нравственных качеств и оценочных суждений.
Консультацию подготовила: учитель- логопед Еловенко О.А