Очень часто родители обращаются за помощью к психологу,  потому что не могут найти подход к своему ребенку, не знают какие слова подобрать при разговоре, как сделать так, что бы ребенок их услышал с первого раза? Давайте попробуем разобраться.  Самая главная ошибка взрослых заключается в том, что они пытаются давать указания крохам, как маленьким взрослым, не учитывая возрастные и психологические особенности ребенка. Оказывается, в их маленькой стране «Детство»  существуют свои законы восприятия, которые необходимо учитывать, если мы хотим быть услышанными и понятыми. 


Какие могут быть причины?

1. ОТСУТСТВИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО КОНТАКТА 


Малышам доступно только гибкое одноканальное внимание. Это означает, что мозг ребенка способен сконцентрироваться только на одной задаче (например, на строительстве тоннеля из стульев). Бессмысленно раздражаться, что увлеченный игрой малыш вас «не слышит» – он пока просто не способен на это. Тем более что мамины слова доносятся откуда-то сверху, в то время как «настоящая» жизнь проходит здесь, под стульями! 
Работа над ошибками. Прежде чем давать указания, необходимо переключить внимание карапуза на себя. Присядьте на корточки, посмотрите ребенку в глаза (можно прикоснуться или взять за руку). Обратитесь к нему по имени: «Даша, посмотри на меня», «Тёма, послушай, что я скажу» и т. п. Малыша старше 3,5 полезно попросить повторить, что он услышал. Ведь задания, которые выдаешь сам себе, выполнять гораздо приятней. 


2. ПРОСЬБА, СОСТОЯЩАЯ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ 
«Сними валенки, вымой руки и за стол», — на наш (взрослый) взгляд, просьба проста, как дважды два. А вот для ребенка младше 4 лет это довольно сложный алгоритм. Попробуйте запомнить последовательность, ничего не пропустив! Вот малыш и «застревает» в прихожей. 
Разбивайте сложную задачу на простые. Выдавайте ребенку только одно короткое задание, например: «Сними валенки». К следующему переходите, когда указание №1 будет выполнено. 

3. «КОСВЕННЫЕ» УКАЗАНИЯ 
Например: «Ты еще долго будешь сидеть в грязи?», «Тебе что, нравится ходить с липкими руками?». «Малыши понимают все буквально. И в этой ситуации, догадаться, что в мамином вопросе заключено руководство к действию, им пока трудновато. Поэтому все просьбы должны звучать так, чтобы их можно было понять однозначно.  Лучше, если они будут максимально простыми и короткими. Например: «Ты испачкался, сходи вымой руки!» 


4.МНОГОСЛОВНОСТЬ. 
«Саша, сколько раз тебе можно говорить, не прыгай с кресла на диван! Ты уже забыл, как расквасил нос, хочешь свалиться еще раз?.. и т. д.». «Понятно, что у родителя, который выдает «речь», что называется, «накипело» и он хочет как-то прекратить опасное поведение ребенка, но выслушивая длинную нотацию, ребенок только путается в словах и забывает, о чем, собственно, идет речь». 
Не стоит припоминать ребенку «прошлые» грехи. Не нужно пугать грядущими неприятностями. Малыш живет «здесь и сейчас», поэтому попытка повлиять на него долгими объяснениями бессмысленна. Лучше всего в такой момент сказать коротко: «Прыгать с кресла нельзя, это опасно». После этого можно превратить ситуацию в шутку – например, снять шалуна с кресла и покружить, поиграть в самолетики. Или переключить внимание – например, предложить посоревноваться, кто лучше перепрыгнет через разложенные на ковре листки бумаги. Одним словом, найти более безопасный выход для энергии, переполняющей малыша. И самое главное правило – если не можете изменить поведение ребенка, меняйте обстоятельства, которые провоцируют опасное поведение. Например, перенесите кресло в другую комнату. 


5. КРИК. Ребенок попросит прощения, скажет, что все услышал и понял. На самом деле он не услышал – не до того было. Главной целью было – предотвратить наказание. Кроме того, крик вызывает тревогу, страх. А страх снижает способность мыслить. «Вспомните, как вы сами себя чувствуете, если с вами на повышенных тонах разговаривает кто-то значимый, например начальник!» Наверняка бывает ощущение, что теряетесь, как будто «глупеете»? То же самое происходит и с ребенком. 
Работа над ошибками. Лучший способ удержать эмоции под контролем – быть последовательными. Если ребенок поймет, что нет способа выпросить часовое сидение перед телевизором, он перестанет игнорировать просьбу выключить мультики. 


6. ОЖИДАНИЕ НЕМЕДЛЕННОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ 
Интересный факт. Американский педагог Мэри Бадд Роу в ходе экспериментов обнаружила, что дети воспринимают сказанное не так быстро, как взрослые, а с задержкой в несколько секунд. В том числе и потому, что произвольное внимание (то есть умение усилием воли отвлекаться от интересного в пользу необходимого) полностью формируется у малыша только к 6–7 годам. Это значит, что быстро переключаться с того, что интересно ему (например, играть машинкой) на то, что «интересно» вам (встать и одеться) ребенок младше шести попросту не может. 
 Давайте малышу «временной» запас. Например, вам пора домой, а чадо никак не может оторваться от игры. Договоритесь с ним, сколько раз он сможет съехать с горки перед уходом домой, тогда ваша просьба наверняка будет услышана. 


7. МЕТОД «ЗАЕЗЖЕННОЙ ПЛАСТИНКИ» 
Плох для ребенка, потому что он не привыкает к самостоятельности. «Мама в этот раз не напомнила, что надо вымыть руки после туалета, значит, их мыть не обязательно». Плох для мамы, потому что даже самый терпеливый человек, вынужденный постоянно быть «пластинкой», истощается и может однажды из-за пустяка сорваться на малыша – накричать или отшлепать. 


8. ПРОСЬБА — «ОТРИЦАНИЕ» 
«Не лезь в лужу!», «Не хлопай дверью!» Детское восприятие «пропускает» частицу «не», и малыш то и дело воспринимает родительский запрет как заманчивое предложение. 
Работа над ошибками. Предложите интересную альтернативу. Например: «Давай попробуем обойти лужу пчто бы не испачкаться» или «Сможешь закрыть дверь, чтобы никто не услышал?» 


9. ПОСТОЯННОЕ «ОДЕРГИВАНИЕ»
«Как правило, то и дело одергивают ребенка тревожные мамы, которые испытывают постоянный страх за малыша и справляются с этим страхом с помощью гиперопеки. Пример: “Не наступи в грязь”, “Осторожно, порог”, “Стой, там собака” – и так целый день». В какой-то момент уставший от давления ребенок начинает воспринимать мамину речь просто как «фон». 

Работа над ошибками. Попробуйте посчитать, сколько раз за час (например, за прогулку), вы делаете ребенку замечания. Какие из этих замечаний вполне можно было бы и не делать? Не одергивайте его по любому поводу, а старайтесь быть рядом, когда малыш активен. Залезайте вместе с ним на горку, сходите за компанию посмотреть, что там лежит в кустах, вместе посмотрите на собаку. Тогда ребенок обязательно «скопирует» ваше безопасное поведение. 
10. НЕУМЕНИЕ СЛЫШАТЬ РЕБЕНКА
 Например, малыш хочет рассказать маме что-то, с его точки зрения, очень важное про найденный в песочнице камушек. Но мама увлечена разговором с подругой: “Подожди!” Или по дороге в магазин он что-то увлеченно рассказывает, мама рассеянно кивает головой, погруженная в свои мысли, при этом, конечно, не дает ответную реакцию ребенку». 
Работа над ошибками. Ребенок учится у взрослых всему, в том числе и искусству коммуникации. «Не так важно, сколько времени вы проводите с малышом, важнее, как вы его проводите! Попробуйте на час-два полностью погрузиться в игру, сосредоточившись только на общении с малышом. Он наверняка «насытится» вниманием и захочет поиграть самостоятельно, оставив Вам время и на разговор с подругой, и на размышления, и на вечерний просмотр сериала. Просто подарите ему частичку своего внимания и любви!  

С уважением к вам, уважаемые Родители

педагог-психолог Варламова Наталья Борисовна