Музыка Петра Ильича Чайковского звучит на всех континентах и для людей разных возрастов. Чайковский  —  первый русский композитор, создавший для детей альбом фортепианных пьес. Петр Ильич понимал и любил детей. О его симпатиях к детям узнаем из письма: «…Мои племянники и племянницы – такие редкие и милые дети, что для меня большое счастье пребывание среди них».

 Обдумывая замысел «Детского альбома» он писал: «Я хочу сделать ряд маленьких пьес с занимательными для детей заглавиями»

Образы «Детского альбома» типичны для русского ребёнка той среды, в которой вырос композитор. «Маленькой сюитой из русского быта» —  называет Асафьев серию из двадцати четырёх пьес, обрисовывающих мир детства с играми и забавами, краткими минутами огорчения и внезапными радостями. Прологом и эпилогом служат «Утренняя молитва» и пьеса «В церкви», которыми композитор «обрамляет день с его пёстрыми впечатлениями».

Утренняя молитва

Раньше день любого человека начинался и заканчивался обращением к Богу. Молясь, человек настраивался на добрые мысли и поступки.

Господи Боже! Грешных спаси:

Сделай, чтоб лучше жилось на Руси.

Светлая окраска, простая гармония, равномерное ритмическое движение и строгая четырёхголосная фактура (словно хор поёт) — все это передаёт настроение сосредоточенности и покоя.

Зимнее утро

Картина ненастного зимнего утра — тёмного, неприветливого. Музыка звучит то встревоженно, то жалобно. Прерывистые интонации напоминают бегающие световые блики.

Вьюга стонет, тучи гонит

К озеру близкому по небу низкому.

Игра в лошадки

Многие мальчики, не раз представляли себя мчащимися всадниками, когда в воображении возникают сказочные картины, препятствия. Ничего, что под тобой игрушечный конь или вовсе палочка! Однотипный ритмический пульс имитирует цокот копыт.

Мама

Искренность чувства, теплота интонации придают пьесе особое очарование. Изложена пьеса в виде дуэта: тёплый тембр нижнего голоса оттеняет ясное звучание верхнего. 

Я так люблю тебя! Мне нужно, чтобы ты

И в час и в день любой всегда была со мной.

Марш деревянных солдатиков

Мальчики любят играть в солдатиков. Вот отчеканивает шаг в забавном марше игрушечное войско. Слово «марш» означает шествие.

Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,

Вдоль плетней, заборов и оград,

Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,

Марширует бравый наш отряд.

Болезнь куклы

Печальная музыка об искренних переживаниях девочки, которая принимает свою игру как бы всерьёз. А может быть, любимая кукла действительно безнадёжно сломалась (заболела).

Кукла Маша заболела. Врач сказал, что плохо дело.

Маше больно, Маше тяжко! Не поможешь ей, бедняжке.

В музыке нет сплошной мелодической линии, она «разорвана» паузами, где каждый звук напоминает вздох: «Ох… ах…»

Похороны куклы

В музыке, написанной для детей, чувствуется бережное отношение к переживаниям ребёнка, понимание их глубины и значительности.

Снег на земле и на сердце снег.

Кукла, родная, прощай навек.

Пьесу пронизывает ритм похоронного марша, но элемент игры не пропадает.

 Вальс

Звучащая в едином порыве пьеса выражает безудержную радость девочки, воссоздаёт атмосферу домашнего праздника.

В сердце светлые песни опять зазвучали.

И опять я могу танцевать без печали.

Новая кукла

Девочка рада новой игрушке! Вместе с куклой она кружится, танцует. Музыка наполнена  чувством восторга, трепещущей радости, счастья. Пьеса звучит в характере стремительного вальса.

Мазурка

Мазурка — польский народный танец. Ритмика мазурки своеобразна из-за резких акцентов на 2-ой или 3-ей доле такта. Тема носит задумчивый характер. 

Русская песня

— мастерская обработка народной песни. Она воссоздаёт мощное звучание мужского хора, исполненное молодецкой силы и удали. Фразы завершаются то в миноре, то в мажоре. Это ладовая переменность —  характерная черта русской народной песни.

Мужик на гармонике играет

Композитор остроумно  имитирует игру на «ливенской» гармонике. Слушая пьесу,  отчётливо представляется, как гармонист растягивает и сжимает мехи.

Растяну тальянкины меха. Выйдет песня очень неплоха.

Эх, гармонь, гармонь, подруженька моя.

Тебя тронь –и сразу весел я.

Камаринская

— название русской народной плясовой песни. Знаменитый наигрыш русской пляски предстает в инструментальных вариациях, где узорно расцвечивается тема.

До чего сегодня весело у нас —

Под камаринскую все пустились в пляс.

Полька

— чешский народный танец, весёлый и задорный. Его танцуют поскоками — маленькими, лёгкими прыжками. Можно представить, что её танцует девочка в воздушном платьице и красивых туфельках.

Итальянская песенка

Итальянская песенка очень грациозна, нежна, игрива. В пьесе чувствуется вальсовость, но вальс не плавный, а оживлённый. В аккомпанементе слышится подражание распространённым в Италии инструментам — мандолине и гитаре.

Старинная французская песенка

В «Старинной французской песенке» оживает грустный народный напев. Она похожа на задушевную, печальную песню.

Принцесса у окна весь день сидит одна,

Качает головой и смотрит вдаль с тоской.

Немецкая песенка

Она похожа на немецкий сельский танец лендлер. Танцевали его крестьяне в деревянных башмаках, неторопливо, с достоинством, с галантными поклонами, притопами и кружениями.

Неаполитанская песенка

В пьесе П. Чайковский выразительно передал черты итальянской народной музыки и звучание народных инструментов: кастаньет и гитары. Пьеса напоминает итальянский жизнерадостный танец — тарантеллу.

Нянина сказка

Осторожно-колкой звучностью (штрихом staccato) и резкой гармонией композитор создаёт сказочный образ. Музыка, наполненная чуткими паузами, неожиданными акцентами, звучит настороженно.

Баба-Яга

В пьесе чудится фантастический полёт, сопровождаемый «свистом ветра». Тот же острый штрих staccato и обилие диссонансов.

Кто там? Кто там летит в вышине?

Кто там, в тёмной ночной глубине?

Кто там воет, кто там стонет,

Кто метлою тучи гонит?

Сладкая грёза

Пьеса передаёт мечтательное трепетное состояние души. Засыпая, ребёнок мечтает. Его мечту воплощает прекрасная мелодия, развиваясь небольшими фразами — «волнами», она постепенно «расцветает».

Песня жаворонка

«Песня жаворонка» — это тонкая живописная зарисовка, окрашенная светлым настроением. Вся музыка построена на звукоподражании птичьему пению.

Шарманщик поёт

Эта пьеса является жанровой зарисовкой, звуки которой изображают старика. Он крутит ручку шарманки и из неё льются красивые протяжные звуки.

В церкви

Вечером каждый человек благодарил Бога за прожитый день и просил хорошего сна, испрашивал прощение за совершенные проступки. Интересно, что П. Чайковский использовал для этой пьесы мелодию настоящей молитвы, которую поют в церкви. Поэтому музыка звучит серьёзно и строго, совсем не по-детски. П. Чайковский не упрощал музыку, которую он сочинял для детей, а писал её с такой же глубиной чувств, как и «взрослую».

Путешествие по страницам «Детского альбома» закончено. Желаю вам, ребята, внимательного прослушивания пьес этого цикла. Надеюсь, что оно доставит вам большое удовольствие. Записи музыки вы можете найти на сайтах:

https://yandex.ru/video/search?text=слушать%20детский%20альбом%20чайковского&path=wizard

https://predanie.ru/chaykovskiy-petr-ilich/detskiy-albom-soch-39/slushat/?type=slushat

с уважением, ваш музыкальный руководитель Карчевская С.В.