Я с солнца сбрасываю полог,

Я утро начинаю здесь.

Моя профессия – психолог…

Или призванье это есть?

Я здесь касаюсь откровенья,

Я здесь ступаю не спеша.

Моя профессия – доверие,

Мое призвание – душа.

В нем все – серьезность и ирония,

Вершин триумф,  игра теней.

Моя профессия – гармония,

Мое призванье – верность ей. 

О.А.Коваль

Педагог-психолог — на мой взгляд, очень важная и нужная профессия. Оглядываясь назад, всё чаще задумываюсь, почему я пришла в психологию, что для меня психология, что я для психологии. Мне представилась уникальная возможность, рассказать вам, на что следует обратить внимание в своей работе, чему уделить больше времени и просто поразмышлять. У каждого творческого человека впереди новые открытия, творческие вершины, иногда ошибки. Я открываю каждый день и каждый час во взаимоотношениях с окружающими новое, неизведанное. Для этого нужно овладеть не одной технологией, не одной методикой, чтобы научиться понимать людей, принимать их и помогать им.

Работая совместно с педагогами, стараюсь создать благоприятную атмосферу в образовательном учреждении для всего педагогического коллектива. Свою работу строю на доверии, не забываю о профессиональной этике и ответственности. Эффективное сотрудничество с педагогами, специалистами всегда будет способствовать оптимизации контактов с детьми, их родителями.

Не забываю, что любое образовательное учреждение – это социальный организм, в котором совершенствуется система воспитания и обучения на государственном уровне. Разработаны и введены в практику государственные стандарты и требования, имеющие своей целью всестороннее развитие ребенка во всех видах деятельности. Поэтому, нужно иметь не только хорошую специальную подготовку, но и прекрасно ориентироваться в педагогическом процессе, научиться устанавливать позитивные отношения и постепенно формировать житейскую мудрость. Я надеюсь, что сталкиваясь с новыми непредвиденными ситуациями, новыми людьми, мы всегда найдём большой простор для приложения своих творческих способностей, знаний, умений.

Психолог – это не профессия. Психолог – это стиль жизни. В народе есть много легенд и мифов об этой профессии. Когда друзья или знакомые узнают о том, что я психолог вот, что я слышу в ответ: «психолог — манипулятор, гипнотизер или шарлатан, который толком ничем не помогает». И тут я задумалась: как доходчиво объяснить обществу предназначение педагога-психолога, определить его место в образовательном учреждении? Ребенок – это «тесто», состав которого зависит от родителей (родители – «ингредиенты»), педагоги изготавливают «пирог», а психолог следит за «температурным режимом, временем, условиями выпечки», т.е. помогает. «Давайте стараться выбирать наилучшие ингредиенты для теста, тщательно и с любовью их перемешивать, своевременно регулировать температурный режим приготовления, чтобы пирог получился вкусный, пышный, красивый».

Еще хотелось бы отметить то, насколько психология многогранна. Главное, на мой взгляд, это то, что человек, пришедший в эту профессию, может найти себя и как психолога — консультанта, или как психодиагноста или все вместе. То есть всегда будет к чему стремиться, всегда можно будет попробовать научиться чему — то новому. В этой науке есть много направлений, из которых можно выбрать именно то, чем хочешь заниматься всю жизнь.

В каком именно направлении пойду я? На данный момент — это мир «дошкольного детства». Загадочный мир детской души, как он многолик и разнообразен! И познать его взрослому человеку порой бывает очень нелегко.

Давно Ушинский определил педагогическую аксиому: «Если мы хотим воспитать ребенка всесторонне, так же всесторонне нужно его изучать».

Все дети разные, они по-разному (быстро или медленно) включаются в работу, по-разному воспринимают и осознают то, что педагог объясняет. У них свой индивидуальный стиль познавательной и мыслительной деятельности свои особенности, внимание, восприятие, памяти, воображения. Они отличаются по умственному развитию и способностям, по характеру, по склонностям, по устойчивости интересов, вкусов, привязанности, по мотивам учения, по свойствам темперамента. У них разное отношение к достижением и не удачам. Различные положения в коллективе сверстников. Поэтому так важно педагогу изучать и знать психологические особенности. Знание психологии дошкольников для педагога – профессиональная обязанность.

Ведь память, внимание, модальность и функциональное доминирование полушарий наряду с мотивацией и волей практически основные «инструменты» обеспечивающие успех учебно-познавательной деятельности ребенка. И если в конце рабочего дня снова захочется вернуться к детям, это и будет залогом профессионального мастерства.

В данном направлении «дошкольное детство» много для меня нового, интересного (работа в сенсорной комнате, сами дошколята). Хочется идти и расти дальше. А закончить хотелось бы следующим, кто-то из великих сказал: «Не бойтесь расти медленно, бойтесь стоять на месте и не расти совсем». Я может быть медленно двигаюсь, но не стою на месте.