Средний дошкольный возраст — очень важный этап в речевом развитии вашего ребенка.  В следующем году ему предстоит открыть для себя увлекательный мир звуков родной речи заново, но уже вполне осознанно! В старшей группе начнётся подготовка  ребенка к новому этапу в его жизни-подготовка к школе, а от ее успешности будет зависеть очень многое, начиная от успеваемости и заканчивая успешной социализацией вашего малыша в новом, незнакомом коллективе.  Ведь именно овладение чтением и письмом, которое так затруднительно при нарушениях в речевом развитии, -та основа, на которой строится весь процесс обучения. Вот почему так важно уже сейчас прислушаться к речи вашего малыша .

Принято выделять следующие стороны в ходе речевого развития:

  • словарный запас,
  • грамматический строй речи,
  • связная речь,
  • речевой слух.

Опыт работы с детьми 4-5 лет позволил мне выделить основные затруднения, которые возникают практически у всех детей при освоении программных требований  (которые, как мы понимаем, основаны на речевой норме).

Словарный запас. Обращайте особое внимание в играх с детьми на признаки  предмета — то есть на то какой предмет  (по форме, цвету, величине, какой он на вкус, на ощупь и пр.) и на то как это свойство можно выразить словом.

Обратите внимание на названия детенышей животных (некоторые дети в 5 лет могут похвастаться умением называть только  котёнка и цыплёнка, но ведь и у других зверушек есть детки) В совместном общении уделите внимание временам года, названиям профессий. Объясните кем работает мама и папа, как называются эти профессии. В 5 лет ребенок должен это знать.

Грамматический строй речи . Уделите особое внимание ошибкам детей, так называемым «аграмматизмам» при образовании множественного числа (игра «Один-много»: это — дерево, а это — деревья; это -ухо, а это-уши) и при образовании Родительного падежа множественного числа  (игра «Чего не стало?»: были деревья — не стало деревьев, были платья-не стало платьев). Исправляйте ошибки детей уже сейчас, мягко предлагая ему правильный речевой образец , или не удивляйтесь в дальнейшем ошибкам, которые будет допускать ребенок в школе.

Связная речь. Потренируйтесь составлять небольшие рассказы по серии сюжетных картинок (достаточно взять 2-3 простые картинки), предложив перед этим ребенку подумать и разложить их в нужной последовательности слева направо.

Речевой слух. В 4-5 лет ребенок должен уметь выделять первый гласный звук в слове (многие дети справляются и с выделением согласного), находить в какой из картинок «спрятался» заданный звук.  Обратите внимание, что о буквах речь пока не идет, первоначально дается представление о «звуке». Из звуков состоят слова, которые мы слышим и поэтому, как не странно, в этом возрасте звуки менее абстрактны чем буквы. Буква — это знак, обозначающий звук. Каждый звук можно услышать, а вот букву Ъ услышать трудно.Конечно, правильная речь  — это не самое важное в жизни. Но подумайте,  если  у ребенка беден словарный запас, речь изобилует аграмматизмами, предложения состоят из 2-3 слов и он не умеет выделять из речевого потока отдельные звуки, легко ли ему будет заниматься и играть в следующем году, когда программа усложнится? Легко ли ему будет овладеть грамотой?  Помните, что  от владения этими умениями зависит насколько быстро и легко ваш ребенок в дальнейшем научится читать, а затем перейдёт к безошибочному письму.  

Сказка в лицах на примере сказки «Теремок»

Цель игры: развитие артикуляции, понятий «низкий голос», «высокий голос», «громко», «тихо».

Необходимые материалы и наглядные пособия: игрушки, изображающие героев сказки «Теремок».

Ход игры: приготовьте все необходимое для начала спектакля, при необходимости оказывайте ребенку помощь в проведении спектакля, старайтесь, чтобы по возможности он озвучивал все роли сам. Подсказывайте, где он был не совсем убедительным. После спектакля попросите малыша разделить всех героев на две группы: у кого голос высокий, а у кого низкий. Попросите изобразить героев с низким голосом и высоким голосом. Далее попросите разделить героев сказки на тех, у кого голос тихий и у кого громкий, вновь предложите изобразить зверей с тихими и громкими голосами.

Уроки правильной речи в возрасте от 3 до 6 лет. Упражнения на артикуляцию

Хоботок

Ход игры: расскажите, как пчелка, летая с цветка на цветок, пьет нектар. Для того чтобы подобраться к нектару, ей нужно сложить из губ хоботок (сомкнутые губы вытянуть вперед), а чтобы выпить нектар » сделать движение, как будто набираете в рот воду. Постарайтесь, чтобы ребенок удерживал губы в положении хоботка на счет 5-8.

Хорошая гимнастика для «хоботка»: пить воду, сок через соломинку.

Улыбнемся, растянем губы

Ход игры: ребенок перед зеркалом. И вы, и он изображаете улыбающегося Буратино, зубки должны быть сомкнуты. Улыбку держать до счета 5-10.

Улыбнемся, змейкой станем

Ход игры: изобразите перед зеркалом улыбающуюся змейку, которая постоянно играет языком: то высунет, то спрячет.

Цок-цок-цок-цок

Ход игры: изображайте с ребенком, как скачет лошадка, при этом нижняя челюсть остается в покое, а цокает только язычок.

       

Болтанка

Ход игры: язычок очень непослушный, он не хочет прятаться в домик, он находится наружи, мало того — он «дразнится», бегая от одного угла рта к другому, то поднимаясь вверх, то опускаясь вниз и издавая звуки «э-э-э-э».

Хвалите ребенка за достигнутые результаты.

Попросите малыша показать все упражнения, которые делает язычок, кукле или мишке (любимой игрушке). Наблюдайте со стороны за правильностью выполнения упражнений.

Вы можете попросить ребенка научить вас всем тем упражнениям, которые знает язычок. Когда вы будете выполнять упражнения, делайте ошибки, чтобы малыш мог вам еще и еще показывать упражнения для язычка.

Шарик надули, шарик спустили

Ход игры: для упражнения можно использовать воздушные шары. Надуть шар — надуть щеки, сдуть шар — сдуть щеки. В дальнейшем играйте без шарика, пусть малыш надувает то одну, то другую щеку, то одновременно обе.

Беспокойный язычок

Ход игры: язычок решил побегать, он бегает от одного угла рта к другому.

Расскажи сказку о…

Цель игры: развитие артикуляции, воображения, фантазии, внимания, выражение своего мнения через героев придуманных сказок.

Необходимые материалы и наглядные пособия: игрушки.

Рекомендации: заведите специальную тетрадь, где вы будете записывать сказки, стихи, новые слова, придуманные вашим ребенком.

Ход игры: поставьте игрушки в ряд, при помощи считалочки выберите игрушку, о которой необходимо будет сочинить сказку. Начните рассказывать сказку сами, а потом попросите малыша ее продолжить. Как только вы чувствуете, что ребенок затрудняется в продолжении, придумывайте дальнейший ход событий сами, после чего вновь предложите ребенку дорассказать сказку. Когда фантазия несколько иссякнет, закончите игру. Продолжение сказки может последовать совершенно неожиданно, ребенок может прийти к вам с готовым вариантом окончания истории. Обязательно похвалите малыша и попросите его нарисовать иллюстрации, что станет основной подсказкой для воспроизведения сказки ребенком в дальнейшем.

Подготовили Вицкая С. М., Щеткова И.А.