Лексическая тема  «Осень. Периоды осени. Осенние месяцы»

Дети могут знать:

—названия осенних месяцев;

—основные приметы осени;

—что происходит с деревьями, как изменилась трава,

значение слова «листопад»;

—что делают осенью животные и птицы;

—чем занимаются люди;

—какие подарки людям принесла осень;

—почему об осени говорят «золотая».

Расширение словарного запаса детей:

названия: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, туман, сырость, ненастье, свежесть, природа, урожай, сад, огород, фрукты, овощи, запасы, деревья, листья, лес, птицы, животные, слякоть, озимь, погода, увядание, мгла, небо, солнце, люди, одежда, зонт;

признаки: ранняя, поздняя, осенняя, унылая, грустная, золотая, прощальная, туманный, дальний, трудный, богатый, длинная, короткий, частый, редкий, хмурая, ненастная, дождливая, сырая, багряная, голые, увядающий, печальная, дивная, прекрасная, пышная, перелетные, зимующие;

действия: летят, шелестят, падают, шуршат, осыпаются, наступает, приходит, хмурится, прощаются, улетают, курлыкают, убирают, срывают, собирают, выкапывают, одеваются, готовятся, увядают, желтеют, сохнут, моросит.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково».

Дождь —дождик, дождичек,

солнце —солнышко,

лужа —лужица,

дерево —деревце,

ветер —ветерок,

лист —листок, листик, листочек,

туча —тучка,

лес —лесок,

сад —садик,

птица —птичка.

Образование множественного числа существительных в родительном падеже

«Один —много»

Месяц —месяцев,

дерево —деревьев,

дождь —дождей,

фрукт —фруктов,

лужа —луж,

овощ —овощей,

урожай —урожаев,

листья —листьев,

сад —садов,

птица —птиц,

огород —огородов,

слякоть —слякоти,

зонт —зонтов,

лес —лесов.

Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? —дождливая,

… дует ветер —ветреная;

если на улице холодно, какая погода? —холодная;

если пасмурно —пасмурная,

… сыро —сырая,

… хмуро —хмурая,

… солнечно —солнечная,

… ясно —ясная.

Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один —много»

Наступил осенний день —наступили осенние дни,

на дереве желтый лист —

на деревьях желтые листья,

плывет темная туча —плывут темные тучи,

стоит большое дерево —стоят большие деревья,

идет холодный дождь —идут холодные дожди,

дует сильный ветер —дуют сильные ветры,

висит теплая куртка —висят теплые куртки,

летит птичья стая —летят птичьи стаи.

Лексический строй речи. Пересказ рассказа «Осень»

После лета наступает осень. Листья на деревьях, кустах желтеют, краснеют, опадают. Небо часто покрыто тучами, идут дожди. Они не такие, как летом, —теплые и сильные, а мелкие и холодные. В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. К концу осени солнечных дней мало, солнце греет плохо, становится холодно. Вода от холода замерзает, иногда выпадает снег, но от дневного тепла он тает. Почти все деревья стоят голые, цветы завяли. Становится холодно, поэтому птицы улетают на юг. Это перелетные птицы. Животные тоже готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму, сделав за лето запасы жира (медведь, еж, барсук), другие меняют шубку на более теплую (заяц, белка), многие животные запасают корм на зиму (белки, мыши).Насекомые прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору. В лесу тихо и пустынно. Осенью убирают урожай: овощи на огороде, фрукты в саду. Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, теплые штаны, кофты, покрывают голову платочками, обувают сапоги, ботинки.

Рассказываем по ролям:

Солнце, солнце, Ты откуда?

—Я из тучки золотой.

Дождик, дождик, Ты откуда?

—Я из тучи грозовой.

Ветер, ветер, Ты откуда?

—Я из дальней стороны.

Листик, листик, ты откуда?

—Из березовой страны.

Музыкально-ритмическое упражнение. «Осенние листочки»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер —полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели,

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покрутил

И на землю опустил.

Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями

Построение монолога «Расскажи об осени по плану»:

1) когда наступает осень;

2) осенние месяцы;

3) приметы осени в природе;

4) красота золотой осени;

5) что делают птицы и животные осенью;

6) труд человека в осенний период;

7) осенняя одежда.

Поиск фактических ошибок «Исправь ошибки»

Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик —мед, белка —орешки, медведь —капусту, лисичка —яблоки. С юга прилетели птицы. Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

Подготовила Щеткова И.А.