Обычай празднования Нового года ввел на Руси Петр первый. Это он своим указом в 1699 году установил единый день празднования Нового года — 1 января и повелел жителям Москвы отмечать его встречу торжествами: жечь на улицах костры, украшать дома зеленью. А вот шумные хороводы, розыгрыши, частушки, песни под окнами домов, колядки — исконно русский обычай. При всем разнообразии в основе всех этих обычаев и традиций — желание «задобрить» Новый год, чтобы был он благополучен, счастлив для всей семьи, принес в дом радость. Под Новый год девушки метут под столом и если кто-то из них найдет зерно — к замужеству.

Есть еще один старый обычай. На Новый год было принято опутывать веревками ножки стола, за которым собиралась вся семья. Считалось, что это поможет сохранить всю семью в полном составе в течение следующего года – никто не уйдет из дома, не разобьют семью горе и печаль. Да и угощения на столе тоже не иссякнут – удет полон ими дом в течение всего года.

Новогодние приметы:

> Как Новый год встретишь, так его и проведешь. Чтобы обеспечить благополучие Нового года, ему следует устроить радостную, приветливую встречу.

> Нельзя отдавать деньги перед Новым годом, иначе весь год отдавать придется.

> Если на Новый год что-либо случилось с человеком, то будет целый год случаться.

> Если на Новый год надеть что-нибудь новое, то год будет удачным. В Новогоднюю ночь с обновкой, целый год ходить в обновках.

> Каравай и соль на новогоднем столе — к благополучию.

> Одалживать деньги под Новый год нельзя, чтобы весь следующий год не быть в долгах.

> У кого в Новый год будет пусто в карманах, тот весь год проведет в нужде.

> На новогоднем столе должны быть в изобилии еда и напитки, тогда и весь год в семье будет достаток.

> Перед Новым годом нельзя выносить сор из избы, иначе целый год не будет домашнего благополучия.

> Если первый день в году веселый, то весь год будет таким.

> Если в Новый год гости, то весь год гости.

> Если в первый день Нового года торговец отдаст товар первому встречному покупателю очень дешево, то весь год будет удачная торговля.

> Если в первый день Нового года выполнять тяжелую работу, весь год пройдет без отдыха.

Зимние святки

Зимними святками назывались рождественско-новогодние праздники (с 24 декабря по 6 января 1), по своему происхождению связанные с зимним солнцестоянием — одним из важнейших дней земледельческого календаря. Зимние святки делились на “святые вечера” (25 декабря — 1 января) и “страшные вечера” (1 января — 6 января). Их разделял Васильев день (1 января).

Название “страшные вечера”, видимо, связано с представлением об особенном буйстве нечистой силы (особенно длинная ночь!). В святочные вечера опасались ходить в лес, на кладбище, в старые риги и т. д.

Зимние святки начинались колядованием 24 декабря в канун Рождества (сочельник 2). Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок — песен, в которых славились хозяева дома и содержались благопожелания — богатства, урожая, многодетности и т.д. Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Хозяева одаривали колядовщиков обрядовым печеньем (козюльками), конфетами, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные корильные колядки с шуточными угрозами.

Дары, полученные от хозяев, собирались обычно специальным механошей в мешок, а потом коллективно поедались.

Слово “коляда” латинского происхождения (от calendae, современное русское “календарь”).

Подобный обычай и сходное его название было широко распространено у многих народов Европы. Зимнее солнцестояние отделяло один годичный жизненный цикл от другого. Началу года, так же как началу недели или дня, или точнее — ещё в большей мере, чем им, приписывалась особенная открытость и особенная восприимчивость. Как встретишь Новый год, таков будет и весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы стол был изобильным, люди веселыми, желали друг другу счастья и удачи. Веселые, коротенькие колядки были песенной формой таких благопожеланий, им тоже приписывались магические свойства (как пожелаешь, так и исполнится).

Колядовщики кроме колядок распевали также песни, прославлявшие младенца Христа (“христославление”, “рацеи”, “тропари” и др.). В соответствии с евангельской легендой звезда, с которой они обходили дворы (дохристианский символ солнца), трактовалась как Вифлеемская звезда, появившаяся на небосводе в момент рождения Христа.

Другой популярный вид святочных песен составляли так называемые подблюдные. Они сопровождали новогодние девичьи гадания, при помощи которых старались угадать будущее — когда суждено выйти замуж, далеко ли, что предстоит — богатство или бедность. Девушки собирались в одной из изб, рассаживались с песнями по лавкам, одна из них собирала у подруг перстеньки, серьги, ленточки и т.п. Всё это пряталось в прикрытую миску (блюдо), часто вместе с зёрнами ржи или пшеницы, угольком, денежкой — они должны были способствовать успеху обряда. Потом под каждую песенку вынимались одно за другим спрятанные колечки (или что-нибудь другое). Что песенка сулила, то и считалось предсказанием. Подблюдные песенки — короткие, иногда всего в несколько строк, содержат общепонятную метафору (иносказание), обозначавшую скорое замужество, долгое девичество, богатство или нищету, здоровье или болезнь и смерть.

Подблюдный обряд был далеко не единственным видом святочных девичьих гаданий. Для того чтобы представить себе другие виды гаданий, достаточно вспомнить известное стихотворение В.А. Жуковского “Светлана”, очень точно и полно их описывающее:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали,

Снег пололи, под окном

Слушали, кормили

Счётным курицу зерном,

Ярый воск топили.

Кроме того, Светлана гадает ночью в бане, глядясь в зеркало, — не появится ли суженый. С этим связаны все дальнейшие события, происходящие в балладе.

Здесь же описываются и подблюдные гадания:

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны,

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

Одно из наиболее замечательных литературных отражений подблюдных песен исследователи справедливо видят в агитационных песнях, сочиненных для солдат декабристами К.Ф. Рылеевым и А.А. Бестужевым (ср.: “Уж как шел кузнец да из кузницы. Слава!” или “Близ Фонтанки-реки собирались полки. Слава!” и др.).

консультацию подготовила

музыкальный руководитель Артёменко А.В.