29.11.2022 Подготовили учителя-логопеды Луценко О.А., Еловенко О.А.

.Методические указания к заучиванию стихотворений (по методике А.М. Бородич, Е. И.Тихеевой).

1.Подготовка детей к восприятию поэтического произведения.

2.Выразительное  чтение стихотворения воспитателем (желательно наизусть).

3.После прочтения стихотворения воспитатель говорит, что это стихотворение ребёнок (дети) будут заучивать наизусть. Затем ещё раз читает это стихотворение.

4. Далее воспитатель/родитель  задаёт вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребёнку (детям)  уяснить его основную мысль.

5. После этого воспитатель выясняет, какие слова ребёнку (детям) непонятны, в доступной форме объясняет их значение.

6.Повторное чтение всего произведения с установкой на запоминание.

7.Заучивание стихотворения,  используя нужные приёмы.

8.Воспроизведение стихотворения ребёнком (детьми).

 Как правильно выбрать стихотворение для ребёнка?

1.Стихотворение соответствует возрасту ребёнка.

2.Подбирайте стихи, которые интересны детям.

3.Учитывайте индивидуальные особенности ребёнка, его темперамент, речевые особенности.

4.Важна  мотивация  для  заучивания стихотворения: подарок  маме (папе, бабушке, дедушке), для Деда Мороза, для солдат…

 Методы   заучивания  наизусть   с  учётом  ведущего вида памяти

1. Слуховая память

После проведения предварительной работы, вы даёте ребёнку установку на запоминание: «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я — тебе помогать».  Пусть он включит в голове «магнитофончик», который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение.

 2. Двигательная память

При этом методе заучивания использовать сочетание стихотворных строк и движений:

 общей моторики; мелкой моторики.

 3. Зрительная память 

Картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения. Затем, по вашему «картинному плану» ребёнок несколько раз воспроизводит стихотворение.

 Мнемотехника («мнемоника» в переводе с греческого –  «искусство запоминания»)  – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).

 Пиктограммы – это  рисуночное письмо, символы, которые состоят из элементов, доступных ребёнку и рука ребёнка сможет легко их изобразить. Пиктограмма может быть «прочтена» как слово, словосочетание, предложение.

Приёмы развития интонационной выразительности речи

образец выразительного рассказывания стихотворения даёт взрослый (как основной приём);

напоминание случая из жизни ребёнка, похожего на описанный в стихотворении, чтобы правильно воссоздать чувства;

анализ характера персонажей, который помогает выбрать нужную интонацию;

 ∙ соблюдение  знаков  препинания  с правильной интонацией   ( :  ,  ? ! );

∙ следить за  звукопроизношением, за  звуконаполняемостью  слов, употреблением  предлогов;

∙ использовать мимику  (радость, удивление, гнев, злость);

∙ использовать жесты;

∙ использовать движения  тела (плечами пожимать, ногой топнуть, повороты туловища  влево – вправо);

∙ выделять голосом значимое слово в строчке;

∙ соблюдать  правильный  темп и   ритм  стиха  при воспроизведении (т.е.  быстрый,  медленный, нормальный);

∙ использовать  игру-драматизацию с привлечением игрушек и театральной атрибутики;

∙ чтение стихов-диалогов по ролям;

∙ при заучивании использовать музыкальное сопровождение.

Желаем успехов!