Горжусь профессией своей…

За то, что душу человека согреваю,

За то, что я могу понять детей.

И детство вместе с ними проживаю.

Кусочек сердца людям отдавать,

Такая у психолога работа!

Я, Варламова Наталья Борисовна, работаю педагогом-психологом в МАДОУ Центр развития ребенка  — детский сад № 167 города Тюмени. 

Сведения о профессиональном образовании

Дата рождения: 19 августа 1983 года 

Образование: высшее

Общий стаж работы: 14  лет

Педагогический стаж: 11 лет

Квалификационная категория: нет

Окончила Тобольскую Государственную Социально-Педагогическую  Академию им. Д.И.Менделеева   (ныне Тюменский Государственный Университет (филиал) Тобольский педагогический институт им. Д.И.Менделеева)  в 2006 году,  по специальности «Педагог-психолог», квалификация «Педагогика и психология/Психологическое консультирование».

Прошла курсы повышения квалификации:  

1. «Управление методической работой в ДОУ» (2016)

ФГОУ ДПО Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования   (г.Москва)

2. «Организация образовательного процесса в ДОУ в контексте ФГОС» Ленинградское автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной институт развития образования» (ЛОИРО) (2017)

3. «Организация образовательной деятельности по адаптированным образовательным  программам дошкольного образования для детей с ОВЗ» — 72 ч, г. Санкт-Петербург, 2019г.,

4.. «Одаренные дети: особенности развития и сопровождения в системе дошкольного образования» — 72 ч., г.Санкт-Петербург, 2019г.,

5.  «Организация образовательного пространства в дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС ДО» — 72ч., г.Санкт-Петербург, 2019г.

Сведения о дополнительном образовании способствующих повышением качества и результативности профессиональной деятельности:

  1. IX Международная научно-практическая конференция «Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра и тяжелыми множественными нарушениями развития», «Аутизм» федеральный ресурсный центр, 2017 г.  (слушатель)
  2. V межведомственная городская научно-практическая конференция «Фундаментальные и прикладные аспекты психофизиологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста. Человек цифровой эпохи», Тюменский ГМУ, 2018 г. (слушатель)
  3. I муниципальная научно-практическая конференция работников дошкольного образования города Тюмени «Дошкольное образование – 2019: ориентиры на результат», МАОУ СОШ № 94 города Тюмени, 2019 г. (слушатель)
  4. VI межведомственная городская научно-практическая конференция «Фундаментальные и прикладные аспекты психофизиологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста. Развитие эмоционального интеллекта», Тюменский ГМУ, 2019 г.  (слушатель)

Сведения о цели, задачах и основных направлениях профессиональной деятельности в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог»

(психолог в сфере образования)

Согласно требованиям ФГОС ДО для успешной реализации Основной образовательной программы в ДОУ должны быть созданы соответствующие психолого-педагогические условия с учетом возможностей, особенностей развития каждого ребенка и социальной ситуации его развития.

В своей профессиональной деятельности я выполняю  должностные обязанности  в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог – психолог»: психолого-педагогическое сопровождение реализации основных образовательных программ, психологическое консультирование и психологическое просвещение субъектов образовательных отношений, коррекционно-развивающая работа и психологическая диагностика воспитанников, психологическая профилактика.

Целью деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения является:

— Создание условий для обеспечения полноценного психического и личностного развития детей дошкольного возраста в процессе их воспитания, образования и социализации на базе ДОУ;

— Содействие администрации и педагогическому коллективу ДОУ в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности детей и обеспечивающей психологические условия для охраны психологического и психического здоровья детей, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса;

— Содействие педагогическому коллективу, администрации, родителям в воспитании детей дошкольного возраста, формировании у них социальных качеств личности, способности к активному социальному взаимодействию; педагогической готовности к школьному обучению;

— Формирование у детей психологической готовности к решению задач последующих возрастов.

Задачи деятельности педагога-психолога:

— Психологический анализ социальной ситуации развития в ДОУ, выявление основных проблем в определении причин их возникновения, путей и средств их разрешения.

— Содействие личностному и интеллектуальному развитию детей в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, результатом которого является достижение воспитанниками психологической готовности к школе.

— Формирование у детей способности к контролю и самоорганизации.

— Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ДОУ.

— Психологическое обеспечение основной общеобразовательной программы дошкольного образования с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям детей.

— Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также в развитии детей.

— Участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов ДОУ, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, работе ПМПк.

— Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ.

Основные направления работы:

  1. Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ.
  2. Психологическая диагностика детей и педагогического коллектива.
  3. Коррекционно-развивающая работа с детьми.
  4. Психологическое просвещение всех участников образовательного процесса.
  5. Психопрофилактика, направлена на сохранение и укрепление психологического здоровья воспитанников.

Психологическая диагностика

Цель: Получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей, динамике процесса их развития, необходимой для оказания психологической помощи воспитанникам, родителям и педагогам; выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного развития. Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.

Для реализации данного направления осуществляется:

— Наблюдение за воспитанниками всех возрастных групп.

— Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительных групп.

— Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.

— Диагностика эмоционального состояния детей.

Коррекционно-развивающая работа

Этому направлению уделяется большое значение. Психолого-педагогическая коррекция – это деятельность педагога-психолога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношении с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытии его потенциальных творческих резервов.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Педагог-психолог ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т. п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические и медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, и других специалистов. Коррекционная работа строится как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.

В данном направлении реализуется:

— Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми группы компенсирующей направленности с целью формирования познавательной мотивации;

— Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования психологической готовности к школьному обучению (развитие психических процессов, мотивации обучения в школе);

— Индивидуальные занятия с детьми, имеющими ниже среднего и низкий уровни развития психических процессов, психологической готовности к школе.

Психологическое просвещение и профилактика

Цель:создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:

— Актуализация и систематизация имеющихся знаний.

— Повышение уровня психологических знаний.

— Включение имеющихся знаний в структуру деятельности; разработка и апробация и внедрение развивающих программ для детей разного возраста.

— Предупреждение возможных нарушений в психическом здоровье дошкольника.

— Контроль за соблюдением психологических условий общения и развития детей в образовательном учреждении и семье, обеспечением гармоничного, психического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе.

— Обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей в процессе непрерывной социализации.
Реализация данного направления:

— Сопровождение адаптационного периода субъектов образовательного процесса: дети, родители (законные представители), педагоги.

— Анализ медицинских карт вновь прибывших детей для получения информации о развитии и здоровье дошкольника, выявление «детей группы риска»;

-Групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь прибывших детей;

— Информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса по объявленному вопросу.

— Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией плана по устранению причин возникновения данной ситуации.

Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

Реализация данного направления, заключается в коммуникативном взаимодействии специалиста с лицами, нуждающимися в получении консультативной помощи. Данное взаимодействие осуществляется как по запросу администрации, педагогов, родителей, так и по личному обращению консультируемого. Результатом данного взаимодействия с обратившимся является удовлетворение поступившего запроса, выработка рекомендаций, выстраивание алгоритма дальнейшего сотрудничества (по необходимости). Основным методом и формой оказания консультативной помощи, является беседа индивидуального характера.

Перечень применяемых психолого-педагогических технологий, методик, программ в соответствии с задачами профессиональной деятельности

Для психологической диагностики использую стандартизированные диагностические методики по направлениям:

1. Исследование психических процессов.

Восприятие: методика «Разрезные картинки» (А.Н. Бернштейн), «Включение в ряд», «Пирамидка из 4-х колец» А.Л. Венгера, «Какая фигура подходит?»

Внимание: «Корректурная проба» (тест Бурдона); методика «Домик» (Д.Б. Эльконин, Н.И. Гудкина), «Нелепицы в картинках» (М. Битянова, О.Барчук)

Память: методики «10 картинок» и «10 слов» (А.Р. Лурия); методика «Узнай фигуру» (А.Н. Бернштейн), «Запомни предметы» (М.М.Семаго)

Мышление: методика «Конструирование по образцу» (Т.В. Лаврентьева); ;методика «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн); методика «Свободная классификация» (А.Л. Венгер)., «Найди лишний предмет» (С.Д. Забрамная, О.В.Боровик), шкала умственного развития  Бине –Симона .

1.«Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» (Е.А. Стребелевой).

2.«Экспресс —  диагностика в детском саду» (Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко).

3.«Диагностика психического развития дошкольников» (составитель Е.А. Окунева).

4.«Изучение интеллектуальных и личностных особенностей детей, поступающих в школу» (составители: И.В. Рябкова, Е.А. Окунева).

2. Исследование эмоциональной сферы детей:

«Несуществующее животное» М.З. Дукаревич; «Цветовой тест М. Люшера» в модификации А.И. Юрьева; методика «Лесенка» В.Г. Щур, С.Г. Якобсон; Методика  «Кактус» (М.А.Панфиловой), социометрическая проба «День рождения», «Рисунок человека» (К.Маховер, Ф.Гудинаф)

3. Исследование межличностных отношений детей со сверстниками и семейных взаимоотношений:

Методика «Домики» (Я.Л Коломинский, Н.А Березовина); «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс, С. Кауфман, С.Д.Рейндольс, Г. Хаментаускас).

Тест –  опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)

Графический тест «Рисунок семьи» (В.Б.Шапарь)

Методика «Семья в будущем» (Г.Я.Кудрина)Методика «Типовое семейное состояние» (Э.Г.Эйдемиллер)

Опросник «АСТ» (Анализ семейной тревоги) (Э.Г.Эйдемиллер, В. Юстицкис)

Проективная методика «Три дерева» (Э.Клессман)

Родительское сочинение «Портрет моего ребенка» (В.В.Столин., А.И. Тащевой)

Интервью «Волшебный мир» (Л.Д.Столяренко)

Тест «Сказка» (Л.Дюсс)

В работе с педагогами использую следующие диагностические методики: методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко); анкета «Психическое выгорание» (Н.Е. Водопьянова, К.С. Старченкова); «Стиль педагогического общения» (Р.В. Овчарова); методика «Общий уровень общительности» (В.Ф. Ряховский), 8-ми цветный тест Люшера.

Перечень разработанных локальных и методических документов, медиапродуктов, программ, проектов и др.

Локальные и методические документы: 

  1. Соавтор программы «Адаптированная основная образовательная программа для детей с задержкой психического развития», МАДОУ ЦРР —  детский сад  № 167, 2019 г.

Программы: 

  1. Образовательная программа коррекционно-развивающих игр для среднего и старшего дошкольного возраста «Развиваемся, играя!».
  2. Развивающая программа «Кроха» для детей раннего возраста (2-3 лет) вместе с мамой (консультативно-методический пункт)

Модифицированные программы групповой коррекционно-развивающей направленности  на основе программ:

Наименование образовательной программы Направление
  Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению Психолого-педагогическое  сопровождение детей 2-4 лет в период адаптации к детскому саду
  Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик» 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников» Развитие коммуникативных навыков
  Постоева Л.Д., Лукина Г.А. «Интегрированные развивающие занятия для дошкольников» 3 года 4-5 лет 5-6 лет Профилактическая направленность адаптации  детей к изменяющимся жизненным обстоятельствам  развитие познавательной деятельности
  Осипова А.А. «Диагностика и коррекция внимания» 6-9 лет Развитие свойств внимания (устойчивость, переключемость, распределяемость, концентрация и объем)
  Крюкова С.В., Слободник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сфер
  Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес» Развивающая сказкотерапия для детей Создание условий для творческого потенциала ребенка и развитие его творческих способностей.
  Мищенкова Л.В. «36 занятий для будущих отличников» Развитие психических процессов, коммуникативных способностей, логического мышления.
8. Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению Становление физиологической, познавательной, мотивационной коммуникативной и социальной компетентности.
9. Заостровцева М.Н., Перешеина Н.В. «Агрессивное поведение» Формирование навыков саморегуляции

Методические разработки:

1.  Конспект интеллектуального конкурса «Юный математик» «Шашечный турнир»  для подготовительных групп

      2. Тренинг детско-родительских взаимоотношений «Навстречу друг другу».

  • Конспект занятие с детьми подготовительной группы на тему: «Страна Светофория»
  • Конспект деловой игры  с родителями на тему «В детский сад-без слез!»», в рамках городской недели «Навстречу друг другу».
  • Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему «Энергия дружбы», в рамках городской недели «Навстречу друг другу».
  • Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей младшей группы «Озорные мышата».
  • Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей младшей группы «Веселый Петрушка»
  •  Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми младшей группы совместно с воспитателем для родителей «Бобик в гостях у Барбоса».
  • Конспект комплекса  релаксационных упражнений  для детей с ОВЗ «Зимние забавы», «Фиксики в гостях у Ребят», «Лесовичок»

Участие в методических мероприятиях (выступления, семинары, мастер-классы и т.д.)

Я с удовольствием делюсь опытом работы со своими коллегами на различных методических объединениях. В августе 2019 г. я была участником  Областного Форума «Тюменское образование – 2019» МАОУ СОШ № 43 , демонстрируя мастер – класс «Путешествие в Песочную Страну» (применение песочной терапии  в коррекционно-развивающей работе с младшими дошкольниками).

Публикации:

Варламова Н.Б. Статья «ТехнологияСказкотерапии в формировании психологического здоровья воспитанников» (журнал «Галерея проектов-детский сад будущего»,  № 1,, 2020.; Санкт-петербург.

http://gallery-projects.com (публикация в сборнике)

Обобщенные итоги профессиональной деятельности Конкурсанта

за последние  10 месяцев

Начала свою профессиональную деятельность в должности педагога – психолога в 2009 года в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Детский сад № 149  города Тюмени . С 2019г. по настоящее время работаю в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Центре развития ребенка – детский сад №167» г.Тюмени.

В своей деятельности опираюсь на следующие нормативные документы:

1. «Всеобщая Декларация прав человека» Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года.

2. «Конвенция ООН о правах ребенка» — принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г., ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.

3. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 31.12.2014 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 31.03.2015).

4. ПРИКАЗ № 514н Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» от 24 июля 2015 года

5.  Инструктивное письмо Минобразования России № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» от 24.12.01г.

6.  Приказ Министерства образования и науки РФ № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» от 22 декабря 2014г.

7  Основная образовательная программа МАДОУ ЦРР – Д/с № 167 города Тюмени.

8. Этический кодекс практического психолога

Моя профессиональная деятельность осуществляется по следующим направлениям: диагностическое, консультационное, развивающее, просветительское и профилактическое,

организационно — методическое. Наиболее приоритетными направлениями в течение этого времени являлись психологическая диагностика, развитие и коррекция.

Психологическое сопровождение предполагает целостный и непрерывный комплекс мер, предусматривающий применение  форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательного процесса. В своей деятельности я использую  следующие методы: наблюдение, опрос, психодиагностические тесты, методы развития и коррекции. Диагностика для меня — это средство контроля за психическим развитием детей с целью своевременного оказания им помощи в коррекции или формировании умений, навыков, особенностей личности.

Динамика образовательных достижений:

Адаптация детей к ДОУ

Учебный год Начало года Конец года (прогнозируемый результат)
2019-2020 56 %-легкая степень 23 % — средняя степень 11% — тяжелая степень 91% — легкая степень 9%- средняя степень 0% — тяжелая степень

Готовность детей к школе

Учебный год Начало года Конец года (прогнозируемый результат)
2019-2020 16 % — высокий уровень 77% — средний уровень 7% — низкий уровень 20% — высокий уровень 79% — средний уровень 1% —  низкий уровень

Эмоционально-волевая сфера (тревожность, агрессивность)

Учебный год Начало года Конец года (прогнозируемый результат)
2019-2020 54% — высокий уровень 38% — средний уровень 8% — низкий уровень 31% — высокий уровень 59 % — средний уровень 10 % — низкий уровень

Количество коррекционно-развивающих  занятий с детьми

Учебный год Количество занятий Количество воспитанников
2019-2020 54 48

Количество проведенных мероприятий с родителями (семинары, родительские собрания)

Учебный год Количество мероприятий Количество человек
2019-2020 26 (родительские собрания) 4 семинара 2 школы заботливых родителей Консультативный марафон 189 46 30   35

Психолого – педагогические технологии, применямые в деятельности

 Основная цель моей коррекционно – развивающей работы — способствовать успешному психическому развитию ребенка. В работе с детьми для себя выделяю игровую технологию.

 Игра и игрушки это естественная, привычная среда развития, воспитания, обучения для ребенка. Зачастую то, что ребенку трудно выразить словами, он выражает это посредством собственной игры. Игровая деятельность лежит в основе онтогенеза личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, и процессах социализации. В свою практическую деятельность включаю использование здоровьесберегающих технологий, используя методы арт–терапии. Арт-терапия опирается на идеях классического психоанализа о том, что мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме образов и символов, а не вербально.  В свою  деятельность я включаю самые различные технологии, способствующие всестороннему воздействию на личность ребенка

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработкиполученных из окружающего мира впечатлений, знаний.

Цель игровой терапии — не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Изначально  я использую отдельные игровые моменты, которые очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Это такие игры, как «Хоровод», «Догонялки», «Озорные мышата» и т. д.

В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление. Я использую комплексные игровые технологии разной целевой направленности, которые помогают мне подготовить ребенка к школе.

В своей работе я  также применяю такие технологии как:

-арт-терапия;

-куклотерапия;

-песочная терапия;

-сказкотерапия;

психогимнастика;

-релаксационные упражнения; 

В развивающей работе с детьми я использую методы арт-терапии. Это могут быть и творческие работы и интересная история вымышленного героя. Используя цветные карандаши и бумагу, дети выполняют задания индивидуально, каждый создает свой рисунок. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ – общих картин, где объединяются изображения, созданные всеми детьми группы. В процессе коллективного выполнения задания создаются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, выдвигать предложения, отстаивать собственное пространство, идею.

В результате арт-терапевтической работы у детей выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается  психологическая энергия, которая обычно тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабление. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству.

Сказкотерапия – способствует развитию и коррекции эмоциональных состояний, снятия тревожности, повышения самооценки, снятия агрессивных проявлений. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке все можно! И потом этот выход можно использовать для себя.

Можно использовать следующие методические приемы:

-рассказать сказку с позиции сказочного персонажа;

-отгадывание сюжета или персонажей;

-превращение в сказку любой жизненной истории;

-сочинение сказки экспромтом.

В своей работе я широко использую технологию  куклотерапии для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, нарушениями поведения. На занятии любимая игрушка ребенка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для него, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета, эмоциональное напряжение у ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плач, смех и др.).

Таким образомтехнология куклотерапии помогает детям достигнуть эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Песочная терапия стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду с тактильно-кинестетической чувствительностью дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, гармонично развиваются все виды познавательных процессов (внимания, мышления, памяти, мелкой моторики, совершенствуется предметно-игровая деятельность, развитие коммуникативных навыков у детей).

Все игры по песочной терапии делятся на три направления:

— обучающие игры – направлены на развитие мелкой моторики. Тем самым ребенок говорит, что он чувствует, тем самым развивает речь.

— познавательные игры – с их помощью я помогаю познать всю многогранность нашего мира.

— проективные игры – с их помощью я осуществляю коррекцию в развитии ребенка.

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятие психического напряжения. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливать силы, помогает сконцентрировать внимание. С этой целью в работе с детьми я использую специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, так как в них есть элемент игры.

Для достижения максимального эффекта от релаксационных упражнений я подбираю музыкальный репертуар. Музыка должна быть спокойной, умиротворяющей, расслабляющей, она не должна напрягать и вызывать раздражение. Это могут быть звуки природы: шум моря, плеск воды, журчание ручейка, щебет птиц и т. д. или просто какой-то легкий ненавязчивый мотив.

В направлении психологической профилактики я использую разнообразные игры и упражнения. Все игры и упражнения включают элементы психогимнастики. Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяется деятельность психических функций (мышления, эмоций, движения, а с помощью моих комментариев к этим процессам подключается и внутреннее внимание детей)

Таким образом,  психогимнастическое  упражнение использует механизм психофизического функционального единства.  Психогимнастика  помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других, снимает психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Большое внимание я уделяю в своей деятельности развитию эмоционального интеллекта. В основе развития личности дошкольника лежит эмоциональный интеллект, т. е. понимание, контроль эмоций и ориентация на другого, а также способность сотрудничать с другими людьми.

 Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.

Эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни и карьере каждого человека. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Важна и профилактика отклонений в эмоциональном развитии ребёнка: Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

  • умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
  • способностью сознательно влиять на свои эмоции;
  • умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
  • способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
  • умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
  • способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.

Сегодня уже доказано, что на формирование эмоционального интеллекта влияет развитие таких личностных свойств, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе и эмпатия. Таким образом, развивая эти качества ребенка, можно повысить уровень его эмоционального интеллекта. Этим обоснована необходимость разработки системы педагогических мероприятий, которая направлена на развитие эмоциональной сферы дошкольника, воспитание доброжелательного отношения к сверстнику.

Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:

– самосознание (образ «Я», понимание «психологического устройства» себя);
– самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);
– социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);
– управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).

Эти основные функции развиваются на различных этапах дошкольного детства в соответствии с возрастными особенностями ребенка, используя сочетание различных форм обучения.

Используемые в работе  такие методические средства, как:

  • ролевые игры;
  • психогимнастические игры;
  • коммуникативные игры;
  • игры, направленные на развитие воображения;
  • релаксационные методы;
  • использование эмоционально-символических методов.

Содержание работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:

  •  физкультминутки, спортивные игры
  • игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные
  • арттерапия 
  • занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия;
  • психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика);
  • телесно-ориентированные методы, психомышечная тренировка;
  • задания, направленные на организацию совместной деятельности и театрализованных игр, составление рассказов
  • использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы

Действующие эффективные методы обучения – интерактивные беседы, рассказы и сказки, работа с видеосюжетами, творческая индивидуальная и групповая деятельность

Главным при этом является умелый выбор модели общения, способствующей психологическому комфорту ребенка, не подавляющей его свободу и индивидуальность. Наличие четких правил, создание специфической атмосферы, предоставление детям максимально возможной самостоятельности являются основными условиями предупреждения психоэмоционального напряжения детей.

Эмоциональное благополучие ребёнка – главное условие его физического и душевного здоровья.

Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребёнка, но и имеют важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма.   Эмоции неистребимы. Они не исчезают, а откладываются в подсознании. Именно отсюда формируются добрые и злые, жизнерадостные и грустные, открытые и замкнутые люди. Очень важно научить ребёнка бороться и побеждать страх, злость, жадность; важно научить удивляться и заботиться, грустить и радоваться, сочувствовать и гордиться…  

Все используемые мною технологиипозволяют осознать самой и показать всем участникам образовательного процесса значимость  психологической помощи и необходимости существования психологической службы в дошкольном учреждении. Для меня психология – не только работа но и жизнь, профессиональная реализация , но и путь саморазвития, самоутверждения.   Кусочек сердца людям отдавать, такая у психолога работа!  

Составила

педагог-психолог МАДОУ ЦРР — Д/с № 167

Варламова Наталья Борисовна