Корень здоровья находится в мозге.

Ствол его – чувство.  Листья и ветки – тело.

Цветок здоровья распускается, если

все части работают вместе.

Курдская пословица.

Эмоциональное здоровье не является однозначным понятием. Это непрерывный, неразрывный процесс смены эмоций. С одной стороны, находится отрицательное эмоциональное здоровье, характеризующееся утаиванием негатива, быстрыми реакциями, бездумными решениями, наносящими вред себе и окружающим. С другой стороны, положительное эмоциональное здоровье с правильными привычками, осмыслением своих эмоций, тщательным выбором, самосознанием и пониманием других.

Естественно, большинство людей, включая детей, находятся где – то посередине, в так зазываемом эмоциональном балансе. Все испытывают    гнев, грусть, ревность, однако стремятся к преодолению этих разрушающих чувств и чаще делают выбор в сторону здоровья, счастья, любви.

Важно понимать, что положительное эмоциональное здоровье вовсе не означает постоянное состояние благополучия. Нужно быть самим собой! Проживать свои чувства, уметь их конструктивно выражать, не держать внутри, уметь говорить о них, строить здоровые отношения, несмотря на разнообразные ситуации. Вот почему так нужно говорить с детьми о том, что они чувствуют, называть их эмоции, помогать им осознавать их, особенно в моменты всплеска эмоций. Плачет малыш – может быть ему обидно, больно. Громко кричит, размахивает руками, выкрикивает разные слова – наверняка, он рассердился, разозлился. Веселится, хохочет – проживает радость и счастье.

Путь к эмоциональному здоровью лежит через осознание ребёнком сначала своих чувств и затем чувств окружающих, приобретением определённых навыков, осмысления, принятия правильных решений, полезных для себя и других. Чем лучше ребёнок научится успокаиваться и сосредотачиваться, а затем делать разумный выбор, тем лучше конечный результат. Умение распознавать свои эмоции и делать конструктивный выбор вовсе не означает, что необходимо быть идеальным. Мы находимся в постоянно меняющемся динамическом мире, мы испытываем воздействие разнообразных источников информации, на нас влияет настроение окружающих и наше физическое здоровье, случайные события (не доспал, что –то потерял, забыл и т.д.). Мы живём, а значит реагируем на многое! Мы имеем право сердиться, радоваться, любить и ненавидеть, грустить и смеяться. Имеем право выражать свои эмоции, НО так, чтобы это было полезно для нас и окружающих.

Первым шагом на пути формирования и поддержки эмоционального здоровья является принятие той ситуации, в которую попал ребёнок. Без критики и нравоучений! Просто разделить его эмоции, назвать их, посочувствовать, даже в том случае, если ребёнок явно не прав. И только потом, прояснив ситуацию, которую видит ребёнок (с его точки зрения), выслушав его намерения дальнейших действий, можно давать советы, направлять ребёнка, принимать совместные решения. Когда дети учатся управлять своими чувствами и делать правильный выбор, то они чувствуют себя счастливыми, социально – уверенными, а это важно их для развития и для физического здоровья.

Каждый родитель желает своему ребёнку успехов и счастья, а начинается всё с умения управлять своими чувствами. Хотя возможны и другие методы формирования эмоционального здоровья. Например, Миша, 4,5 лет, был самым маленьким в группе детского сада, к тому же новичком, и первое время был мишенью для задир. Однажды он сказал маме: «Один мальчик меня обзывал, а еще поколотил меня в раздевалке». Из кучи вопросов, которые пронеслись в голове у мамы, она задала лишь один: «Ты рассказал кому – нибудь?». Миша отрицательно покачал головой. Таким робким детям, как Миша, нужно учиться высказываться, особенно, когда они расстроены или испуганы. Только смелый ребёнок сможет попросить о помощи. Именно этому мама учит своего сына. Кроме того, мы рекомендовали маме отвести мальчика в спортивную секцию по каратэ, чтобы он окреп физически и почувствовал уверенность в своих силах и готовность дать отпор обидчикам. Мы не сторонники силовых методов, тем не менее навыки самозащиты делают ребёнка более смелым.

Почувствовать себя счастливее можно благодаря многим приёмам. Однако я рекомендую начать с осознания эмоций, управления ими и выбором лучшего решения для успешного развития и взаимодействия с окружающими.

С уважением, педагог – психолог Варламова Наталья Борисовна