Агрессия у детей. Если ребенок дерется?
В любом периоде развития ребенка, большинство родителей сталкиваются с детской агрессией.
Это ситуативные эмоциональные эпизоды, когда малыш может драться,
кричать, причем не только на сверстников, родных и близких — но и на
родную маму. Согласитесь, такое обстоятельство легко может ввести Вас в
ступор, если не шокировать, но главный вопрос, который Вы должны задать
себе в этот момент: «Что Я делаю не так?».
Ведь все модели поведения, которые демонстрирует Вам Ваш ребенок — он
считывает с окружающих его людей, чаще всего именно с Вас.
Поэтому для родителей (и близких людей) важно научиться соизмерять свои слова с делом, и не требовать от малыша невозможного — сдерживать в себе злость. Нужно принять, что злость — это прежде всего негативная эмоция, реакция защиты, и важно позволить ребенку дать выход этой энергии, но не подавлять ее в себе. Поэтому:
1) Подавайте ребенку только положительный личный пример:
В Вашей семье обязательно нужно исключить следующее:
— оскорбление и унижение ребенка,
— запугивание ребенка,
— применение физических наказаний.
Помните, в эти моменты малыш впитывает все, что делают и говорят взрослые, берет на вооружение эти примеры, как МОЖНО обращаться к окружающим с агрессией.
И, напротив, как можно чаще необходимо проявлять к нему:
— терпение,
— принятие его таким, какой он есть,
— внимание и уважение к его личности,
— любовь, выражаемую теплыми словами, телесными объятиями.
2) Нельзя запрещать ребенку выражать свои негативные эмоции:
Если с самых малых лет, Вы будете запрещать ребенку выражать свою агрессию: ругать его за это, требовать: «Не кричи! Не дерись! Не злись!», то он, безусловно, усвоит — «злиться — это плохо». Но какая у него альтернатива? В напряженных негативных ситуациях просто — ничего не чувствовать. Но что ему делать? Особенно при условии, если он тут же видит, что сами родители позволяют себе кричать или применять физическую силу — к нему, или даже друг к другу. Когда он осознает, что слова родителей расходятся с их действиями. Если у малыша хватит сил разрешить в себе этот внутренний конфликт — он неизбежно придет к подавлению своих чувств, нередко, к депрессии. И даже к неискренности и враждебности по отношению к родителям.
3) Учим малыша реагировать правильно:
Часто дети проявляют свои негативные переживания — именно в физической агрессии. Это происходит потому, что они просто не знают, как можно отреагировать по-другому.
И вот ребенок кричит, пытается Вас ударить, что делать?
Обнимите
и крепко прижмите его к себе. После того, как постепенно он успокоится,
скажите ему, что когда ему плохо — Вы готовы его выслушать.
Порассуждайте вместе с ребенком (без свидетелей), к чему может привести
такое его поведение в дальнейшем. К примеру: «Милый мой, сейчас ты
отобрал игрушку у Пети, он обиделся, и потом не захочет с тобой играть».
Всегда (даже, когда, казалось бы не хватает времени) — подробно объясняйте малышу, почему Вы запретили ему что-то делать. В любых случаях, требование, предъявляемое к нему, должно быть разумным, и на его выполнении нужно настаивать. Таким образом — Вы ясно дадите своему чаду понять, чего от него ждете.
Научите ребенка, (и постоянно напоминайте ему об этом) — что есть замещающие способы реагировать в напряженной ситуации, не причиняя другим людям вреда. Например:
а) Действие заменить словом, объясните ребенку, что о своих эмоциях можно говорить, и, что «драться» — это не правильно. Научите его формировать, так называемые, «Я-сообщения»: «я злюсь, потому что…», «я обиделся, потому что…», «я расстроился, потому что…».
Помогите
ему постепенно освоить этот «язык чувств», и ему будет проще выразить
свои эмоции, не пытаясь привлечь Ваше внимание плохим поведением. В
доверительной беседе, без нравоучений, дайте малышу понять, что он может
всегда Вам рассказать о своих переживаниях, и Вы всегда будете готовы
его выслушать.
б) Покажите ребенку безопасные примеры, как можно «выпускать пар», когда он очень зол: комкать
и рвать бумагу, газету, бить и колотить специальную «злую подушку», а
также кусать и кричать в нее, можно так же кидать со всей силой мягкие
мячики в угол.
в) Злость можно нарисовать, слепить из пластилина (Вы лепите свою, а ребенок свою) — и когда она будет готова, покажите как можно ее трансформировать в спокойствие, доброту к окружающим.
Очень важно также «тренировать»т. е. учить, ребенка разным способам выхода из конфликтов, придумайте их вместе с ним. В дополнение, можно чаще читать ребенку добрые сказки, где «Добро всегда побеждает зло», а главные герои ведут себя достойно, инсценировать с игрушками сценки,проигрывающие безопасные пути выхода из конфликтых ситуаций,включать и разучивать позитивные песни, подобные: «Улыбке» и «Дорогою добра».
4) Возьмите Агрессию – под свой чуткий контроль:
— Давайте ребенку сделать эмоциональную разрядку, так необходимую ребенку — он может получить в двигательных нагрузках: на прогулке (для которой нужно увеличить время) — дайте ему возможность вволю набегаться, танцуйте вместе с ним, делайте зарядку по утрам.
— Не перегружайте его психику просмотром телевизора, полностью исключайте просмотры передач и мультфильмов с насилием и жестокостью!
Необходимо
уберегать неокрепшую детскую психику от «агрессивных вторжений». Хотя
бы для того, чтобы у него не создавалось впечатление, что обижать
кого-то, делать кому-то больно – это обыденно, и может даже, признак
силы и авторитета. Наоборот же, Ваш ребенок должен научиться в будущем
противостоять агрессорам, не уподобляясь им.
— Отмечайте успешные действия Вашего ребенка! Все
свои силы сосредоточьте на формировании правильных поступков своего
малыша, но не на искоренении нежелательных. Когда он ведет себя должным
образом — закрепите эти усилия похвалой, скажите: «Я горжусь тобой, за
то, что ты так поступил(а)». Покажите, что Вы действительно довольны им.
Желаю успехов!
Педагог-психолог
Томрачева Ю.А.