КАК СПРАВИТЬСЯ С КАПРИЗАМИ РЕБЁНКА ПРИ РАССТАВАНИИ С РОДИТЕЛЯМИ?
«Почему ты плачешь?» Этот вопрос тысячу раз задают родители своим маленьким детям, которые цепляются за них и рыдают, не позволяя выйти из дому или детского сада.
Понять, почему ребенок плачет, если, казалось бы, его все устраивает (и ботиночки хочет, и бабушку любит, и от конфетки не отказывается), почти невозможно. Сам ребенок тоже ни за что не сможет объяснить причину того, почему он не хочет отпустить маму и остаться с бабушкой. Даже спрашивать его об этом по меньшей мере бесполезно, а иногда и вредно (по интонации вопроса он чувствует, что им недовольны, и переживает, что расстроил или обидел маму).
— Почему же он плачет? Ответ прост! Он плачет, потому что слезы — единственный способ, которым ребенок может показать, что он БЕСПОКОИТСЯ.
Взрослые наделяют слезы более трагическим смыслом, чем дети. Взрослые плачут в тяжелом горе, в отчаянии, при сильной боли. При виде плачущего ребенка взрослый теряется: он знает по своему опыту, как трудно утешить горюющего человека, слезы ребенка затрагивают болезненные чувства и воспоминания взрослого, и он готов сделать все, лишь бы слезы прекратились.
Ребенок плачет по утрам придя в сад — это значит, что он не хочет расставатся с мамой или папой , он так показывает, как сильно он беспокоится и как сильно хочет об этом говорить. Поговорить об уходящей маме, о том, что с ней будет, о том, когда она вернется, о том, как она его любит и сочувствует ему. Очень часто родители по-долгу расстаются по утрам со своими детками… Мама, которую плачущий малыш «вернул с порога», которая решила «не травмировать» ребенка и вопреки своим планам и желаниям осталась дома, тем самым просто «откладывает» разговор о расставаниях и встречах, который так или иначе должен состояться.
С чего начать? Придумать ритуал для прощания! Попробуем найти рецепт хорошего и полезного для ребенка прощания.
Для этого вспомним, что мы знаем о желаниях малыша, и решим, чего хочет взрослый.Итак, ребенок хочет:
— знать, куда уходит мама;
— знать, когда она придет;
— быть уверенным, что с ним ничего не случится;
— быть уверенным, что с ней ничего не случится;
— быть уверенным, что она получает удовольствие от того, что делает, и ей там не хуже (хотя и не лучше), чем здесь.
В то же время взрослый хочет:
— обеспечить безопасность ребенка;
— не опоздать туда, куда идет;
— оставить ребенка в достаточно хорошем настроении;
— вернувшись, увидеть радость встречи в глазах своего малыша.
Печаль и тревога ребенка — обязательная часть его понимания того, что он становится самостоятельнее, а у мамы появляется все больше времени и желания заниматься разными делами, о которых он еще ничего не знает. Он плачет не потому, что «не подготовлен», а потому, что теперь он понимает: расставание — это грустно. Он стал взрослее!
Сцены, которые дети устраивают родителям, говорят о том, что малыши достаточно хорошо знают «слабые» места взрослых. Эта сцена — для того, чтобы ОСВОБОДИТЬСЯ от своей тревоги и ПЕРЕДАТЬ ее маме.
Например, если мама тревожится и чувствует вину из-за того, что работает, то ребенок с удовольствием переложит всю свою тревогу, связанную с расставанием (плачем и жалобами), на нее же. Устраивая сцены, он как бы думает: «Теперь за все тревожится мама, я могу быть спокоен!» — и действительно, потом спокойно играет и ждет маму. И так ведут себя многие дети. Поэтому как бы вам не хотелось остаться подольше со своим малышом, и как бы вы сами не беспокоились, будьте уверены, что все будет хорошо и доверяйте детскому саду и воспитателю — ведь Вы отдаете ребенка в надежные руки! Таким образом, ритуал прощания не должен затягиваться на долгое время.
Как избежать сцен и манипуляций?
Ребенок чувствует, что «сцены» портят его отношения с родителями, а манипуляции мешают ему активно развиваться, поэтому он будет рад, если родители смогут с этим справиться. Сам он «остановиться» не может, ведь таким поведением он защищает себя от тревоги!
Победить «сцены» помогут «ритуалы».
«Ритуал» — это порядок действий, который взрослые повторяют раз за разом. Например, уходя, мама всегда:
— на три минутки берет малыша на руки;
— целует и говорит, куда уходит и когда придет;
— просит принести сумку (ключи, платочек и т. д.);
— говорит «спасибо» и «пока-пока»;
— если ребенок плачет — говорит, что ей очень жалко, что он грустит, но ничего не поделаешь, приходится расставаться;
— передает ребенка тому взрослому, с которым он остается;
— уходит.
Такое поведение помогает ребенку не с первого дня, а именно тогда, когда становится ритуалом, то есть привычным поведением.
Ритуал помогает потому, что учит ребенка ДОВЕРЯТЬ взрослым: ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет и когда вернется. Это доверие и знание снижает тревогу малыша.
Как успокоить ребенка во время каприза?
Чтобы успокоить ребенка, нужно ему СОЧУВСТВОВАТЬ и верить, что малыш ничего не делает «назло», он просто переживает еще непонятное ему взросление.
Предлагаем три способа показать ребенку, что вы ему сочувствуете:
1) Быть в контакте с ребенком, желательно зрительном, наклониться к нему, посадить на стул и сесть рядом (посадить на колени, прижать к себе, взять на руки ) погладить и сказать, что вам действительно жаль его, ведь он так сильно расстраивается!
2) Подумать, отчего именно ребенок расстроен больше всего, и сказать ему об этом (ведь сами дети чаще всего не могут рассказать словами о своих переживаниях). Например: «Тебе так не хочется идти в садик!», или «Ты так боишься, что мама поздно вернется!» или что-нибудь еще.
3) Выслушать все сердитые и обидные слова, которые говорит ребенок, переключить внимание на какое-то занятие или игрушку. Если ребенок отказывается, кричит, скажите ему: «Когда ты успокоишься подойди ко мне, я буду ждать» и подойдите к ребенку через несколько минут и начните разговор вновь.
Важно помнить, что при капризах утром при расставании с родителями или в течении дня ребенок в первую очередь нуждается в утешении и заботе!
Консультацию подготовила: педагог-психолог Томрачева Ю.А