Консультация для родителей
Подготовила: Сулимова В.В.
Что это вообще такое — режим дня?
Режим дня дошкольника — это определённая продолжительность отдыха и сна,
регулярное и рациональное питание, выполнение гигиенических мероприятий. По
мере роста малыша режим будет меняться, но заложенная основа — чередование в
определённом порядке и ритме всех форм деятельности — сохраняется на всю
жизнь.
Зачем дошкольнику нужен режим?
Оказывается, физиологи всегда настаивали на режиме дня.
Еще издавна установлено, что многие внутренние органы работают в определенном
ритме, а физиологические процессы совершаются с некой периодичностью.
Любой врач вам скажет, что ребёнок дошкольного возраста должен не просто
удовлетворять свои базовые потребности (такие как сон, питание и прогулки), а
делать это регулярно.
А что будет, если режим не соблюдать?
Ребенку трудно привыкнуть к режиму в детском саду и в школе. В результате
адаптация проходит сложно.
Если все не по расписанию, то ребенок нерационально использует время.
Организму трудно привыкнуть к расхолаживающему графику, а отсюда
болезни внутренних органов (пищеварительная, опорно-двигательная и нервная
системы).
Маленький человечек становится менее успешен. Привычка к внешней
организованности — половина пути к организованности внутренней. Малыш,
живущий по режиму, привыкший убирать свои игрушки и вовремя ложиться спать,
став взрослым, легко научится распределять и анализировать получаемую
информацию, научится правильно организовывать свою жизнь.
Режим для малыша — это показатель спокойствия, стабильности и
«надёжности» окружающего. Если он вдруг нарушается, у ребёнка может
возникнуть стресс. Расшатывается нервная система.
Есть ли минусы у жизни строго «по режиму»? Есть!
Родителям придется контролировать этот процесс, а это значит, что нужно все
время помнить про все «малышовые» дела.
Родителям нужно будет и свои дела подстраивать под этот режим: то есть
если малыш знает, что в это время его ждет прогулка, то маме уже на диване не
полежать.
Возможно, нужно будет преодолевать капризы и сопротивление ребенка,
который не захочет вписываться в график.
В каждой семье могут возникнуть и свои, индивидуальные сложности.
Например, соседи могут мешать режиму дневного сна и долбить стену. Сверстники
ребенка могут звать его на улицу, когда у него запланированы другие занятия. Все
это может вызывать проблемы.
Как малыша перевести на «режим»?
Для начала придется преодолевать сопротивление ребенка, а значит, нужна
серьезная мотивация самих родителей.
Можно для этого использовать книги. Можно — советы врачей. Распорядок
должен включать в себя: игры, сон, принятие пищи, домашние дела,
интеллектуальные и физические развивающие занятия, отдых, свободное время.
Если что-то забыли — потом дополните.
Переводить на режим лучше в игровой форме. Помогут несколько приемов:
- Для привыкания к соблюдению режима удобно использовать картинки или
плакаты (их придется купить или нарисовать). Ещё лучше, если рядом с каждой
картинкой будет находиться лёгкая для запоминания стихотворная строчка,
описывающая каждый элемент. Такое расписание поможет малышу заранее
приготовиться и настроиться на следующее действие. Если ребенок начнёт
капризничать и откажется выполнять указанное, наглядная картинка поможет
справиться с упрямством: «Вот посмотри на картинку, все ребятки убирают
игрушки перед сном!». - При желании вы можете проиллюстрировать режим фотографиями самого
малыша. Сфотографируйте, как он спит, ест, делает зарядку, играет и т. д. — и
приклейте маленькие фотографии в строгой очередности. Примерно так:
Фото малыша — 22:00-8:00 — сон.
Фото малыша — 8:00-8:05 — пробуждение.
Фото малыша — 8:05-8:15 — чистка зубов
И так далее. - В сказках и рассказах, когда такое встретите, обращайте внимание ребенка на
то, как положительные персонажи живут по правильному расписанию, чтобы
закрепить позитивный пример. - Ребенку можно предложить включить музыкальный будильник, на котором
звучит смешная песенка перед прогулкой или обедом. - Чем старше становится ребёнок, тем меньше ответственность взрослого за
соблюдение распорядка дня. Уже в младшей школе ребёнок должен уметь
ориентироваться во времени и соблюдать режим самостоятельно. Взрослые
выполняют лишь функцию контроля.
Легко ли научиться соблюдать режим?
Насколько трудно дошкольнику выдерживать распорядок? Если режим
соответствует возрастным физиологическим нормам, ребёнок легко к нему
привыкает: прочитали в книжке — и строго следуем графику.
Однако самим взрослым не всегда просто его соблюдать: то оказывается, что
вовремя не приготовлен ужин, то надолго затянулась далёкая прогулка. Ребёнок
чувствует такую неустойчивость, это осложняет привыкание к режиму, и создаёт
трудности.
Что же тогда делать? Важно не забывать, что мы говорим о человеческой
личности, у которой уже имеются свои интересы и предпочтения, а не о роботе,
постоянно настроенном на выполнение заданной программы.
Допустим, что ребенку чего-то делать не хочется. В этом случае:
подходим индивидуально. Вопрос, следует ли выключить любимый мультик
по телевизору, если он заканчивается чуть позже, чем требует режим, нужно решать
в каждом случае по ситуации. Возможно, следует проявить гибкость, и не доводить
ребёнка до слёз из-за 10 минут? А может быть есть возможность записать остаток
мультика и досмотреть его после обеда?
мягко критикуем, если режим не соблюдается, выясняем причины. И наоборот
награждаем, хвалим за соблюдение режима, повышая мотивацию.
переносим в графу «свободное время» то, что не успели. Эта графа должна
быть непременно: ребенок должен знать, что у него есть запасной кусок времени, в
который он сможет сделать все, что хотел, но не успел. Так, к примеру, если ребенок
хочет играть, а нужно спать, то обещаем ему: «У нас есть свободное время. Тогда и
поиграешь обязательно».
В большинстве случаев проблемы с приучением или с соблюдением режима
объясняются:
недисциплинированностью самих родителей (воспитываем в себе
самодисциплину!);
отсутствием у ребенка привычки (ее придется нарабатывать!);
тем, что он воспринимает порядок дел как скучный (будем играть!);
недостаточной физической активностью малыша, ему некуда потратить
энергию. Это приводит к тому, что он плохо ест и плохо засыпает (нужно как можно
больше движений!;
он долго просиживает за телевизором или компьютером (убираем гаджеты).
При составлении и соблюдении режима дня важно, конечно, не
переусердствовать. Некоторые родители путают режим с диктатом и подавлением
инициативы. Для гармоничного комплексного развития дошкольника нужно найти
некую золотую серединку и придерживаться её. Строгий поминутный режим
практически невыполним, но это не значит, что он в принципе не нужен.