Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все,
что он может, как прекрасна была бы земля наша.
А.П.Чехов.
Воспитание экологической культуры дошкольников начинается в семье ребенка. Дети копируют поведение своих родителей. Поэтому очень важно чтобы родители объясняли малышу основы экологической культуры и подкрепляли свои слова действиями. Нельзя научить ребенка тому, чего сами родители не соблюдают.
Для полного понимания поставленной проблемы об экологическом образовании в семье было проведено анкетирование родителей. В анкете все опрошенные дали положительные ответы на вопросы:
-читаете ли Вы ребенку книги о природе?
-рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?
-проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к природе?
Отмечено активное участие детей в уходе за домашними растениями и животными. Отказ от ухода объяснялся аллергией ребенка или члена семьи. Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод о понимании родителями важности экологического воспитания своих детей.
Октябрь в «Зеленом патруле» был ознаменован темой «Цветочное наслаждение». Поставленная задача — обновление природного уголка была встречена родителями с большим энтузиазмом. Благодаря этому в нашей мастерской природы появились новые жители. Высадка новых видов цветов (прямостоячих, вьющихся, стелющихся, а также с корнями в виде луковиц) даст возможность узнать о разнообразии растительного мира. Теперь, помимо бывших питомцев, у нас живут две очаровательные узумбарские фиалки, благородный вереск, сдержанный фикус, солнечная хризантема, малютка герань и милаши суккуленты. В скором времени они обретут новые домики-горшочки. Также появилась мини-коллекция камни Урала.
Для систематизации видов цветов и советов по их уходу была разработана картотека растений с табличками-паспортами.
И главное! Теперь нам во всем помогает герой Экоша, изготовленный заботливыми руками мамы. Без него нам совсем не справиться. Его мудрые глаза, добрая улыбка и заблудившиеся листочки в волосах очень полюбились детям.
Главные участники «Зеленого патруля» маленькие чебурашки принимали непосредственное участие в дизайне природного уголка. Мы поселили на стену Деревце с лесными жителями, которое будет подсказывать нам время года.
Внизу расположились работы детей «Дары осени».
После занятия-беседы «Экология. Наш дом-планета Земля» мы изготовили листовки «Зеленого патруля» подтверждение тому наши зеленые ладошки.
Познакомились с экологическими знаками, объектами живой и неживой природы.
И, конечно, с огромным любопытством ребята занимались экспериментально-исследовательской деятельностью. На занятии по ознакомлению с природой мы узнали о различных видах цветов и их строении, закрепили имеющиеся знания по уходу за зелеными питомцами.
И даже заглянули с помощью микроскопа в листочек бегонии и лаврового дерева.
Были поставлены опыты по теме: Растения как живые организмы: дыхание, питание, развитие, размножение и потребности.
Для чего цветам нужны вода?
«…Вода нужна для того, чтобы растворять полезные вещества, находящиеся в земле и только тогда цветы своими корнями смогут втянуть в себя эти полезные вещества, как коктейль из трубочки. Представьте себе, что это полезные вещества, находящиеся в земле. (Демонстрируется баночка с насыпанной на дно солью или сахаром. Затем наливается вода, некоторое время баночку встряхиваем, вращаем. Соль или сахар растворились.) Теперь наш цветок сможет напиться и получить из земли полезные вещества».
Может ли растение дышать?
Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями. Через неделю делают вывод: листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.
Эксперимент «Лабиринт».
В коробку помещают клубень, закрывают её, ставят в тёплое, но не жаркое место, отверстием к источнику света. Открывают коробку после появления из отверстия ростков картофеля. Рассматривают, отмечая их направление, цвет (ростки бледные, белые, искривленные в поисках света в одну сторону). Оставив коробку открытой, продолжают в течение недели наблюдать за изменением цвета и направлением ростков. Дети объясняют результат (много света – растению хорошо, оно зелёное; мало света – растению плохо).
Не осталась в стороне и творческая деятельность. Мы посадили кактус в скорлупки от грецкого ореха. Уж очень они колючие!
Также ребята патрулировали в уголке природы. Осматривали растения на наличие вредителей, поливали и опрыскивали. Заполняли календарь погоды. Теперь на нас красивые зеленые жилетки и косынки, которые сшили нам мамы.
Проделанная в октябре работа «Зеленого патруля» на опыте доказала свою состоятельность. Все непосредственные участники проекта с воодушевлением включились в образовательный процесс. Был обновлен уголок природы, изготовлен символ «Зеленого патруля» герой Экоша, сшиты жилеты и косынки, проведена экспериментально-исследовательская деятельность.
А наше увлекательное путешествие
в удивительный мир природы продолжается!
Подготовила Акинина М.Ю.