Иногда умственно и психически нормально
развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у
ослабленных постоянными болезнями ребят. Такие дети, как правило, нуждаются в
дополнительной работе над звукопроизношением, общим речевым развитием.
Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для общей культуры речи и,
следовательно, для нормального речевого общения, для успешного овладения
грамотой, а при поступлении в школу — для усвоения школьной программы.
Исправить речь у ребенка можно только
объединенными усилиями.
Не надейтесь и не полагайтесь только на логопеда и тем более на своего ребенка
– без Вашей помощи исправить речь у него не возможно.
Установите дома правильный режим дня
для ребенка, чтобы он успевал погулять и приготовить логопедические задания.
Регулярно посещайте консультации логопеда, так как, не зная сущности работы, Вы
не сможете выполнять домашние задания.
В выходные дни занимайтесь с ребенком по заданию логопеда.
Не поручайте эту работу родственникам, так как они не смогут заменить Вас в
таком трудном деле.
Помните, что постоянные упражнения
помогут усвоить правильную, ритмичную речь и развить речевую мускулатуру.
Исправить речь можно независимо от степени ее нарушения,
но при условии выполнения логопедических правил
и систематических занятий
Овладение ребенком речи успешно идет
тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье:
• родители должны посещать консультации логопеда, на которых он рассказывает о
предупреждении и исправлении недостатков развития речи у детей;
• просматривать стенды для родителей, где даются рекомендации последовательной
работы с ребенком над звукопроизношением и развитием речи;
• посещать родительские собрания, на которых педагоги и родители совместно
решают текущие вопросы группы;
• в повседневном общении упражнять детей в четком произнесении слов, в
правильном использовании интонации, учить говорить достаточно громко, не спеша;
• использовать в работе с ребенком материалы из специальной литературы,
рекомендуемой логопедом.
Памятка для родителей.
• Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в
постоянных домашних занятиях.
• Время занятий (15 — 20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время
занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
• Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним
заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования,
которые будут предъявляться к ребенку.
• При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в
том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с
воспитателем или логопедом.
• Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для
занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.
• Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны
быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны.
Не забывайте отмечать успехи детей, хвалить их за достигнутые результаты.
Желаем вам успехов в занятиях,
радости в общении!
Правила для родителей
Верьте в силы ребенка!
Сопереживайте, радуйтесь и огорчайтесь вместе с ним!
Обучайте в игре!
Умейте выслушать ребенка.
Перед отработкой речевого материала нацельте ребенка на правильное произношение
звуков («Следи за язычком! ») .
Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя
его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и
быстрой автоматизации звуков.
Выучите с детьми стихи – запоминалки, они помогают детям запоминать буквы.
Называйте букву только как звук: [М], а не МЭ, не ЭМ.
При работе в тетради следите за правильной посадкой ребенка, за освещением, за
положением на столе тетради и карандаша в руке.
Похвалите ребенка за хорошо выполненное
задание, за правильно сказанные звуки, слова.
Тетрадь для логопедических занятий
содержите в чистоте и порядке.
На занятия обязательно приносите
тетрадь с выполненным заданием!
Основная трудность для родителей –
нежелание ребенка заниматься.
Помните, что основная деятельность детей – игровая. Все занятия должны
строиться по правилам игры! Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное
королевство или пойти в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут
«побеседовать» с ребёнком.
С детьми, имеющими отклонения в развитии необходимо заниматься каждый день.
Не переутомляйте ребёнка! Длительность
занятия без перерыва не должна превышать 15 – 20 минут. Через 15 – 20 минут
внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую
информацию. Отложите занятие, если ребенок болен или плохо себя чувствует.
Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь ежедневно читать хоть
несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их,
задайте ребенку вопросы по тексту. Чтение перед сном становится любимым
занятием ребенка – ведь еще 15 – 20 минут можно пободрствовать, пообщаться с
родителями, поделиться своими секретами.
Не перегружайте информацией! Разбейте
блок игр и упражнений на несколько частей. Например, пальчиковую и
артикуляционные гимнастики проведите утром, развитием речи позанимайтесь на
прогулке, а развитием фонематического слуха – во второй половине дня.
Пользуйтесь наглядным материалом!
Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, при
изучении темы «Фрукты», покажите их в натуральном виде или воспользуйтесь
муляжами, картинками.
Говорите четко, повернувшись лицом к
ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их. Не употребляйте
слово «неправильно»! Не «сюсюкайтесь»!
Поддерживайте все начинания ребёнка,
хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного
произношения слова сразу.
Желаем Вам успехов в занятиях, радости в общении!
Консультацию подготовила учитель-логопед Еловенко Олеся Александровна