Варламова Н.Б. Педагог-психолог МАДОУ ЦРР – Д/с № 167
Деловая игра «Конфликты с родителями воспитанников»
Цель: предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций с родителями воспитанников.
Задачи:
• формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями;
• оптимальные пути разрешения конфликтов;
• поиск новых способов поведения в контактах с родителями; приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.
Оборудование: презентация, цветок розы, карточки «решение педагогических ситуаций», карточки с вопросами «формы работы с родителями», карточки «кто эта маска».
Форма проведения: 2 рабочие команды.
Ход деловой игры:
— Добрый день, уважаемые коллеги!
— Я рада встретиться с вами на деловой игре, посвящённой организации работы с родителями.
Основные правила игры:
1. Соблюдение правила игры.
2. Активное включение в игровой процесс всех участников игры.
1 часть. Теоретическая часть
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 (далее – ФГОС ДО) ориентирует дошкольные образовательные организации на гуманистический характер взаимодействия педагогов и родителей по вопросам воспитания и обучения детей.
Сотрудничество ДОО и семьи должно строиться как целостный процесс, направленный на духовно- нравственное и социокультурное развитие детей. Взаимодействие с родителями должно быть направлено на оказание им помощи в формировании системы воспитания в семье, обеспечении условий психического и физического здоровья ребенка, его позитивной социализации и индивидуализации развития.
Рассмотрим формы конфликтов в отношениях педагогов и родителей.
Конфликтные проявления относятся к нескольким сферам:
• к личности каждого из участников общения;
• эмоциональной сфере,
• социальным представлениям, информации.
Конфликт – Я – каждая из сторон (или один из участников общения). Переживает обесценивание своего «Я», сомневается в собственной оценке, переживает уязвимость «Я» и пытается восстановить собственный образ за счет другого. Выявляется только формой защиты и лучший способ преодоления разногласий важно понимать, что потенциальная агрессия является только формой защиты и лучший способ преодоления разногласий в такой ситуации – укрепить, поддержать личность партнёра по общению, выделив, например, какие-то родительские достижения, успехи ребенка, поддержав конкретные воспитательные усилия.
Конфликт на почве различных эмоциональных состояний, в т. ч. плохо контролируемых, раз оправленных. Часто в общении проявляются эмоции, не связанные с конкретной ситуацией. Простое уточнение: «Ваше настроение как-то связано с нашим вопросом?», «Я вижу вы расстроены?», это по поводу нашего взаимодействия? Позволяет восстановить эмоциональное равновесие или показать партнеру, что он не контролирует эмоции и это угрожает текущему взаимодействию.
Меняется социальная ситуация развития и не всегда родитель и педагог синхронизированы в восприятии этих изменений. Представления о правилах поведения и социальных норм отнюдь не универсальны, что создает необходимость их обсуждения и проговаривания. Отметив, что обсуждение правил социального взаимодействия всегда должно быть аргументировано, подкрепленным той реальной пользой, которую дети и взрослые извлекают из их соблюдения. Тем более, что не все родители хорошо понимают, чем занимаются дети в детском саду. Например, рисование — это не только развитие моторики, представлений, эстетических чувств и веселый досуг. Занятия по рисованию – основа формирования образного мышления детей, и другими средствами, помимо продуктивных видов деятельности, развить мышление в дошкольном возрасте практически невозможно. Родитель не обязан знать эти закономерности, но узнав, будет совершенно иначе относиться к пропущенному (потому что проспали занятие).
Напряженность в отношениях нередко возникает в связи с занижением статуса педагога, который воспринимается как обслуживающий персонал, не обладающий особой квалификацией. Статус легко восстановить, просто пригласив родителей поприсутствовать в группе в течении дня, включиться в воспитательный процесс, поучаствовать в жизни детского сада.
Завышение требований в отношении достижений ребенка, связанное, с одной стороны, с незнанием нормативных показателей развития детей, а с другой стороны — с- по- прежнему доминирующей ориентацией на сверх показателей и опережающее развитие, также является скрытым содержанием конфликтов.
2 практическая часть
— Предлагаю вам разделиться на 2 команды.
— Слева одна команда.
— Справа вторая команда.
— Вопросы для первой команды:
1. Как вы понимаете, что такое взаимодействие с родителями?
— Совместное взаимодействие родитель – ребенок-педагог.
2. Перечислите формы работы с родителями.
— Беседы, консультации, практикумы, совместные праздники, совместная трудовая деятельность.
— Включение родителей во все виды деятельности.
Вопросы для второй команды:
1. Считаете ли вы эффективным применение такой формы работы с родителями, как День открытых дверей? Что это даёт педагогам и родителям?
— Да, эффективно, родители могут познакомится с учреждением детского сада (его режимом, будущими педагогами.
— Познакомится с предметно-развивающей средой в группах.
— День открытых дверей дает возможность педагогам и родителям поближе узнать друг о друге.
2. По вашему мнению, что хотели бы получить родители от детского сада:
a) информацию о ребёнке;
б) информацию по организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду;
в) консультации специалистов.
— Думаем, что родители хотели бы получить информацию о ребенке, информацию по организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду, консультации специалистов.
2.1. Решение педагогических ситуаций.
Каждой команде необходимо проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации.
Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между педагогами и родителями.
1. Вечер. За Владом и Настей пришли родители. Дети стали убирать за собой игрушки. Мама Влада стоит, смотрит и радуется, а мама Насти кричит: «Быстро одевайся, мне некогда!», «Мама, но ведь надо убирать за собой», — говорит Настя. «Дома будешь убирать, а сейчас я спешу». Как взаимодействовать с родителями в данной ситуации? Ваши действия.
Возможное решение: — Сегодня, мы поможем Вам убрать, но у нас есть правила в группе убирать за собой игрушки.
2. Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?
Возможное решение: Данную информацию лучше в устной форме передавать родителям, уточнив, когда у них будет возможность помочь.
3. К вечеру у Никиты (3 года) поднялась температура. Воспитатель сообщила об этом медицинской сестре, которая позвонила родителям и попросила забрать мальчика. Папа (в данное время находился в отпуске) забрал мальчика, но, одевая его резко высказывал претензии. Возможное решение проблемы?
Возможное решение: Правилами детского сада должно быть четко установлено, что ребенок с первыми признаками заболевания должен быть отстранен от детского коллектива. Если это правило установлено, то следовать ему должны все.
4. Девочка (6 лет) в группе преимущественно играет одна. Очень тихая, незаметная. Обеспокоенные воспитатели попросили детсадовского психолога посмотреть девочку. Психолог провела ряд тестов и сделала вывод об эмоциональном неблагополучии ребенка, посоветовала воспитателям сказать маме о том, что ей следует обратиться за дальнейшей консультацией к психологу. Мама с негодованием отправилась к заведующей детского сада. Возможное решение в данной ситуации?
Возможное решение: Важно понять, на чем основано мнение воспитателей – на субъективной оценке или на записях наблюдений за ребенком в разные дни, в различных ситуациях, во время взаимодействия с другими взрослыми. Ребенок может быть мечтателем, углубленным в мир своих фантазий, может не проявлять себя (не реализовывать свои фантазии) в творческих видах деятельности (играх, рисовании, так как, возможно, у него идет период накопления впечатлений, осмысления происходящего. Важно обсудить свою обеспокоенность с мамой «Меня беспокоит… Я не могу понять, почему… Может я делаю что-то не так». Попробовать выяснить, как чувствует себя ребенок дома. Если обе стороны сойдутся во мнении, что с ребенком происходит что-то тревожное, они должны по общему согласию обратиться к психологу, договориться о времени, удобном для встречи. Педагог не имеет права передавать родителям выводы психолога, следует предоставить это ответственное дело самому специалисту.
5. Воспитатель пребывает большую часть времени в минорном настроении, утром встречает детей и родителей без улыбки, нередко просто кивая им и родителям со своего места из-за стола или формально приветствуя с дальнего расстояния. Возможное решение в данной ситуации?
Возможное решение: Даже в том случае, когда педагог ведет индивидуальную работу с кем-то из детей, его профессиональная обязанность – уделить персональное внимание каждому ребенку и сопровождающим его взрослым. Для этого вовсе не обязательно (особенно в том случае, если это продиктовано интересами других детей) срываться с места, чтобы по приветствовать вновь пришедших, достаточно послать им искреннюю улыбку, приветливый жест рукой и, если для этого не придется форсировать голос, произнести ритуальное «Доброе утро». Знание особенностей детей и их родителей (адаптация, перерыв в посещении группы, эмоциональная депривация, повышенная тревожность и иные основания, вызывающие необходимость повышенного внимания) могут диктовать обязательность выхода к ребенку и родителям.
2.2. Игровое упражнение «Кто эта маска?»
Цель: Развивать умение производить впечатление в соответствии с выбранным образом.
Предлагаю командам разыграть образы родителей:
— «Рубаха — парень»,
— «вечно недовольный»,
— «сомневающийся»,
— «интересующийся».
Каждая команда выбирает по два образа, называть вслух не надо, пусть команда соперников угадает тот образ, который вы изобразите.
Разыгрывают образы родителей:
2.3. Упражнение — откровение «Назовите 3-5 самых разных слов…»
Ведущий громко произносит фразу: «Назовите 3-5 самых разных слов…»
Педагоги сразу отвечают по очереди (упражнение проводится в виде соревнования. Побеждает та команда, которая дала более больше ответов).
НАЗОВИТЕ 3 самых
1. близких вам людей,
2. ласковых слов ребенку,
3. лучших слов выражения благодарности родителям,
4. веселых событий в жизни вашей семьи,
5. удачных слов-приветствий родителям,
8. хороших качеств личности вашего ребенка,
10. типичных замечаний детям,
11. вежливых слов
12. ценных, на ваш взгляд, качеств личности воспитателя,
13. ценных качеств личности родителя;
Произнесите фразы с различными оттенками голоса:
2.4. Упражнение произнесите по-разному слова «Прошу Вас» и «Извините», но с разной интонацией.
нежно,
громко,
тихо,
требовательно,
сердито,
виновато,
радостно,
с сожалением,
с удовольствием
гневно
Как происходит у нас в конфликтной ситуации:
5 способов поведения человека — в условиях конфликта:
1. «Уход» от возникшего противоречия, несогласия (перевод разговора в другое русло).
2. «Сглаживание» один из способов погасить конфликт:
(один из собеседников либо оправдывает себя, либо соглашается с претензией, но только на минуту («Да, я сегодня раскричался что-то»).
3. «Компромисс» — конфликтующие стороны приходят к среднему решению («Позвоните попозже, это не срочный договор.»)
4. «Конфронтация» — самый неблагоприятный, когда никто не принимает во внимание позицию собеседника, его мнение. На примирение нет и намека.
5. «Принуждение» — собеседник, пользуясь своим нравом, запрещает даже разговаривать на тему, вызвавшую страшный спор.
Как мы должны себя вести в конфликтной ситуации:
1. Сохранять спокойствие и заинтересованность.
2. Уметь поставить себя на место другого.
3. Дать возможность родителю высказаться.
4. Стараться говорить просто и по-существу.
5. Не расширять предмет конфликта, если надо — извинитесь, принято решение — примите или пообещайте, что выполните в ближайшее время.
6. Поддерживайте доброжелательные отношения, не допускайте категоричной формы ведения разговора.
7. Не переходить на личности, не допускать оскорблений личного достоинства.
8. Если можно, свести проблему к юмористической стороне.
9. Не перекладывайте всю вину на родителя, постараться осознать, что конфликт неприятен и ему.
10. После конфликта не избегать общения с родителями, а дать им возможность успокоиться и, если надо, через некоторое время побеседовать с ним:
«Так чем же вызвана Ваша реакция? Давайте поговорим о случившемся!»
11. Не допускать, чтобы отрицательные эмоции захватили настолько, что воображаемые педагогом размеры конфликта превышали реальные.
12. Важно помнить, что лучший способ избежать конфликта — не спешить с выводами. При анализе ситуаций задавать себе вопрос:
«Правильно ли я поступила? А как чувствует себя в этой ситуации родитель?»
Рекомендации для педагогов по разрешению и предотвращению конфликтов с родителями детей (брошюра)
Рефлексия
Вам понравилось? Что понравилось?
Вы для себя узнали что-то новое? Что?
Были ли у Вас конфликтные ситуации с родителями?
Какие пути разрешения применяли?
Были ли у Вас затруднение на занятие?
Что-то для себя взяли из этого занятия?
До новых встреч!