РАССКАЖИТЕ детям:
— какой праздник отмечается в нашей стране 9 мая и почему он называется «День Победы«;
— о героях Великой Отечественной войны, рассмотрите иллюстрации в книгах.
ВСПОМНИТЕ
— кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотрите фотографии родственников (дома).
СЛОВАРЬ
Существительные: Родина, отечество, отчизна; солдат, боец, офицер, полководец, герой, противник, фашист, враг; танкист, пехотинец, ракетчик, пограничник, лётчик, десантник, парашютист, подводник, зенитчик; победа, победитель, героизм, отвага, доблесть, доброволец.
Глаголы: воевать, защищать, наступать , отступать, драться, сражаться, победить, сопротивляться, отвоёвывать, ранить, вылечить, перевязать, восстанавливать.
Прилагательные: военный, храбрый, мужественный, героический, отважный, смелый, трусливый, выносливый, доблестный.
Упражнение «Один — много». Образец: Солдат – солдаты – много солдат
Ветеран –
Враг-
Танкист —
Герой —
Награда –
Упражнение «Сосчитай до пяти» ( для детей подгот. гр. прилагат. с сущ. )
Образец: Один храбрый солдат, два храбрых солдата … …. пять храбрых солдат
Одна (золотая) медаль –
Один (красивый) обелиск –
Один ( высокий) орден –
Один ( молодой ) танкист-
Упражнение «Договори слово»
Наши солдаты сме…, отваж…, силь…, бесстраш…, решитель…, ум…, храб…,вынос…
Упражнение «Здесь, а там»
Здесь солдат, а там солдаты Здесь раненый, а там….
Здесь воин, а там … Здесь победитель, а там ….
Здесь ветеран, а там … Здесь пограничник, а там …
Здесь герой, а там … Здесь зенитка, а там …
Здесь обелиск, а там… Здесь защитник, а там …
Упражнение « Салют ладошками» ( проговори с хлопками по слогам) :
парад, победа, салют, ветеран, воин, защитник, солдат, танкист, пилот, генерал, пуля,
каска, винтовка, окопы, санитарка, пехота, автомат, шинель.
Упражнение «Скажи наоборот» (учимся подбирать антонимы).
Смелость – трусость грязно- поражать- добрый —
враг — тепло- плакать- тихий-
мир – светло- болеть- умный –
\ Дети подгот. гр. составят предложения с использованием пар антонимов. Например:
Бой начался, когда было светло, а окончился, когда стало темно. \
ОТГАДАЙ И ВЫУЧИ ЗАГАДКИ: ( каждый ребёнок должен выучить одну загадку)
1.Он поднимает в небеса
Свою стальную птицу.
Он видит горы и леса,
Воздушные границы.
Зачем летит он в вышину?
Чтоб защищать свою страну! (Военный лётчик)
- Он защищает рубежи
И рощу, и дубраву,
Оберегает поле ржи,
Далёкую заставу.
И долг военного такой:
Хранить покой и твой, и мой. (Пограничник)
- Его машина вся в броне,
Как будто черепаха.
Ведь на войне как на войне,
Здесь не должно быть страха!
Ствол орудийный впереди:
Опасно! Враг, не подходи…. (Танкист)
- Из ограды ствол торчит,
Беспощадно он строчит.
Кто догадлив, тот поймет
То, что это… (Пулемет)
- Он знаком ребятам всем, и с орлом он носит шлем,
За спиной его винтовка, марширует очень ловко. ( Солдат, военный, воин )
- Не трактор, а с гусеницами,
Не крепость, а с башней,
Не ружьё, а с дулом. (Танк)
Продолжаем знакомить детей с пословицами.
\ Запомни пословицу и попробуй объяснить её смысл \
Мир строит, а война разрушает.
Упражнение «Вставь пропущенное маленькое слово» ( закрепляем предлоги во фразе).
\ используй предлоги в-, на-, с-, по-, из- \
Военные лётчики защищали нашу Родину ( где?) … небе.
Моряки воевали ( с кем?) … врагом ( где?) … море.
Танкисты сражались ( где?) …танке.
Пограничники охраняли нашу Родину ( где?) … границе.
Артиллеристы стреляли ( из чего?) … пушек.
Пехотинцы бежали ( с чем?) …автоматами.
Парашютисты выпрыгивали ( откуда?)… самолёта.
Бойцы сражались ( с кем?) … фашистами.
Упражнение «Закончи предложения».
\ Окончи предложение, а потом повтори его полностью \
9 Мая — это…
Все поздравляют ветеранов с …
В этот день ветеранам дарят …
Люди идут возлагать цветы к …
У Вечного огня уже лежит много …
На Красной площади проходит …
На боевой дозор вышли …
На парад спешат …
Игра «Что лишнее?» \ развитие речевого слуха \
Воин, воинский, воет, война. Рана, раненый, охрана, ранение.
Генерал, майор, автомат, полковник. Снайпер, сапёр, танкист, артист.
Танк, корабль, автомобиль, вертолёт. Граната, пушка, нож, автомат.
Выучи стихотворение
Фронтовая сестричка
Пушки грохочут, пули свистят,
Ранен осколком снаряда солдат.
Шепчет сестричка: «Давай поддержу,
Рану твою перевяжу».
Всё позабыла: опасность и страх,
Вынесла с боя его на руках.
Сколько в ней было любви и тепла!
Многих сестричка от смерти спасла.
Текст для пересказа « Собаки- герои и участники войны»
Во время войны собаки, как могли, помогали человеку. Они были на фронте санитарами, связистами, разведчиками, сапёрами. Воевали они с солдатами бок о бок. Многие собаки на войне стали ездовыми. Зимой на санях, а летом на тележках, они вывозили раненых солдат с поля боя. Были и сторожевые собаки, которые сидели в засадах, для обнаружения врага ночью. Некоторые собаки стали героями. Они награждены медалями за подвиги
Вопросы к тексту:
— Кем были собаки во время войны?
— Как они воевали с солдатами?
— Что приходилось делать ездовым собакам?
— Почему сторожевые собаки сидели в засадах?
— Кем стали некоторые собаки?
-За что собаки награждались медалями?
«Лабиринт» . «Проведи» пограничника с собакой на заставу:
« Дороги». « Посади» моряка на корабль, танкиста в танк, пилота в самолёт.
\ Карандашом, не отрывая руки от начала до конца пути \
Подготовила Щеткова И.А.