«Дыхательная гимнастика Александры Стрельниковой»
Уже давно всем известно, что упражнения на развитие дыхания играют важную роль в развитии оздоровления дошкольников. Дыхательной гимнастикой можно заниматься детям с 3- 4 лет Еѐ можно делать стоя, сидя, а в тяжѐлом состоянии даже лѐжа. В среднем нужен месяц ежедневных занятий по 2 раза в день, чтобы почувствовать лечебный эффект при любом заболевании. Никогда не бросайте эту гимнастику. Занимайтесь всю жизнь хотя бы 1 раз в день и вам не понадобятся лекарства.
Результаты занятий дыхательной гимнастикой Стрельниковой действительно впечатляют. Она эффективно помогает в лечении целого спектра недугов, усиливая при этом результативность различных методов лечения, в том числе медикаментозных и альтернативных. В их числе: — хронические заболевания носовых пазух, бронхов и легких, в том числе пневмония и астма; — сахарный диабет; — болезни сердца; — язвенная болезнь (в стадии ремиссии); — заболевания неврологического характера. При выполнении упражнений активизируются иммунные силы организма. Гимнастика позволяет развивать гибкость, пластичность, а также способствует исправлению нарушений осанки у детей и подростков за счет активности в процессе выполнения упражнений практически всех групп мышц. Детский организм начинает развиваться оптимальными темпами. Активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Цель обучения детей дошкольного возраста дыхательной гимнастике по методу А.Н. Стрельниковой — способствовать укреплению здоровья детей и приобщению к здоровому образу жизни. Александра Николаевна Стрельникова оперная певица, театральный педагог. Совместно со своей матерью она разработала принципы дыхательной гимнастики для расширения диапазона голоса, улучшения тембра, а в последствии и для оздоровления. В 1972 году было зарегистрировано авторское право на «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса».
Принцип гимнастики А.Н. Стрельниковой короткий и резкий вдох носом в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую широкий спектр позитивного воздействия. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила: вдох громкий, активный ( просто шумно на всю комнату шмыгать носом, как бы нюхая) выдох абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот ( кому как удобно). О выдохе думать вообще запрещено. Воздух должен сам уходить после каждого вдоха каждое упражнение должно разучиваться до автоматизма В дыхательной гимнастике Стрельниковой короткие шумные вдохи носом делаются одновременно с движениями: хватаем -нюхаем, кланяемся-нюхаем, поворачиваемся нюхаем.
Комплекс дыхательной гимнастики ( по А.Н. Стрельниковой)
- «Большой маятник! ( «Игрушка неваляшка») Наклонилась неваляшка, Но упасть не упадет. Даже если кт мой Яшка Неваляшку в бок толкнет. В бок толкнет игрушку он И в ответ услышит звон. Интересно очень Яшке: Что внутри у неваляшки? Это комплексное упражнение, состоящее из двух простых: «Насос» и «Обними плечи». На счет «раз» слегка наклоняемся вниз, спина круглая, голова опущена, кисти рук тянутся в коленям вдох. Выдох возвращаемся назад. На счет «два» — запрокидываем голову назад, «обнимаем себя» вдох. Возвращаемся назад — выдох. «Насос» ( Накачиваем шины) По шоссе летят машины Все торопятся, гудят. Мы накачиваем шины, Дышим много раз подряд. Дети стоят слегка наклонившись, голова опущена вниз. Руки «накачивают насос» движение вниз — вдох. И.п. выдох.
- «Кошка» (приседание с поворотом) Мягонько ступают ножки, Язычком ест вместо ложки, Ты погладь еѐ немножко Сразу замурлычет кошка. И.п. как в 1 упр. На счет «раз» поворачиваем верхнюю половину тела вправо, слегка приседаем, кисти рук делают хватательное движение вдох. Выдох И.П. на счет «два» движение в другую сторону. Норма: 4 раза по 4 вдоха выдоха.
- «Обними плечи!» ( вдох на сжатие грудной клетки «Соедини локти!») Носиком вдыхаю! Ах, какой хороший я, Как же я люблю себя! Крепко обнимаю И.п. руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны, правая рука ниже левой. На счет «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились. Меняем положение рук. Норма: 4 раза по 4 вдоха выдоха.
- «Ладошки» Стихотворение для разучивания, выполняется упражнение без стихотворения. Ладушки ладошки, Звонкие хлопошки. Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем. Как ладошки разжимаем, То свободно выдыхаем. Дети стоят ровно и прямо. Ноги чуть шире плеч, руки согнуты в локтях, ладошки повѐрнуты к «зрителю». На счет «раз» — хватательные движения ладошками ( сжимаем их в кулачки) и одновременно вдох. На 4 счета делаем подряд 4 коротких вдоха — выдоха. Отдыхаем 3-5 секунд и продолжаем. Норма 4 раза по 4 вдоха- выдоха.
- «Погончики» Вот погоны на рубашке, Темный кожаный ремень. Я теперь не просто мальчик Я военный летчик! И.п. то же. Руки в кулачках, кулачки прижаты к животу на уровне пояса. На счет «раз» с силой толкаем кулаки вниз и выпрямляем пальчики вдох. Возвращаемся в исходное положение.
Литература: Щетинин «Дыхательная гимнастика» А. Н. Стрельниковой..- М.: Айрис пресс, В. Н. Шацкая «Детский голос» педагогические исследования. Н. А. Метлов «Музыка детям»