Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.
Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове, количество звуков и их последовательность.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игр . Навыки звукового анализа и синтеза лучше формировать и развивать в свободном общении с ребенком, в творческих играх.
Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Существует много игр, в которые можно играть с ребенком по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте.
Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).
Цель: развивать слуховое внимание, фонематический слух.
Ход игры: взрослый называет звуки (слоги, слова), а ребенок хлопает в ладоши, когда услышит заданный звук (слог, слово с заданным звуком)Пример: поймай звук Р
Слова: Рак, дом, мак, роза, морковь, пар и др.).
Игра с мячом «Подружи звуки»
Цель: развивать слуховое внимание, фонематический слух, навыки синтеза звуков в прямых и обратных слогах.
Ход игры: взрослый бросает ребенку мяч и говорит: «Я дам тебе звуки А, П. Что у тебя будет?» Ребенок возвращает мяч, называя слог АП.
Звуки: А, П; П, А; О, П; П, О; и.т.д.
Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»
Цель: развивать слуховое внимание, фонематический слух, навыки звукового анализа слов.
Ход игры: взрослый называет ребенку слово и просит сосчитать количество звуков в нем.
Слова: кот, мама, ваза, самолёт, дом, машина и т.д.
Игра «Цепочка».
Цель: развивать слуховое внимание, фонематический слух, навыки определения первого и последнего звука в слове.
Ход игры Ведущий называет слово (например, автобус). Следующий участник игры определяет последний звук в слове, подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники игры делают то же самое, составляя цепочку слов.
Игра «Угадай-ка».
Цель: развивать слуховое внимание, фонематический слух, навыки синтеза словах.
Ход игры: ребенок должен угадать, какое слово получится из первых звуков слов , которые называет ему взрослый.( Слова : корова, овощи, тапочки. Получилось слова КОТ
Игра «Зоркий глаз»
Цель: развивать слуховое внимание, фонематический слух, навыки звукового анализа слов.
Ход игры: ребенок должен найти в окружающем пространстве предметы, названия которых начинаются на заданный звук
Игра «Дом»
Цель: развивать фонематический слух, навыки деления слов на слоги
Ход игры: Нарисуйте дом и предложите ребенку заполнить каждый этаж жильцами. На первом этаже живут слова, в которых один слог, на втором — в два слога, на следующем – в три, в четыре и т.д. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит все этажи своего дома.
Игра «Необыкновенные превращения»
Цель: развивать слуховое внимание, фонематический слух, навыки звукового анализа слов.
Ход игры: Объясните ребёнку, что если в слове заменить один звук, оно превратится в другое. Предложите ему заменить в слове «дом» первый звук на звук «с». Что получилось? (дом – сом – лом – ком – Том).
Игра «Один звук, марш!»
Цель: развивать слуховое внимание, фонематический слух, научить детей преобразовывать слова, изменяя один звук.
Ход игры:
1) Исключите звук из слова, чтобы получилось новое слово. Вот так: горсть – гость.
Слова: хлев, уточка, укол, коса, мрак, полк, удочка, волк, смех, снаряд, град, скот, стол, беда, экран.
2) Добавьте к каждому из слов один звук, чтобы получилось новое слово. Вот так: РОТ – КРОТ.
Слова: РОЗА (г), РУБКА (т), ДАР (у), КЛАД (с), ЛАПА (м)
3) Замените в словах один согласный звук. Вот так: КОРЖ – МОРЖ.
Слова: НОГТИ (к), БУЛКА (р), ЛАПКА (с), ЗУБЫ (д), КИСКА (м), ПЕСОК (л)
Игра «приготовим подарки для Сони и Шуры»
Цель: развивать слуховое внимание, фонематический слух, навыки звукового анализа слов.
Ход игры: расскажите ребенку, что на день рождения к Соне и Шуре пришли гости и принесли с собой разные подарки (разложите перед ребенком картинки лото). Объясните, что Соне дарили подарки, названия которых начинаются со звука С, а Шуре – со звука Ш. Какие подарки подарили Соне? Какие — Шуре?
В дальнейшем игру усложняем: звук С (Ш) слышится не в начале, а в середине или в конце слов. Можно предложить детям самим вспомнить (поискать в комнате) предметы, которые можно подарить Соне и Шуре. Игра проводится с картинным материалом и без него.
Консультацию подготовила Сагитова Р.Р.