Консультацию подготовила учитель-логопед Еловенко О.А

Использование дидактических игр и игровых приемов в процессе формирования грамматики, детей с нарушением речи является важным компонентом коррекционной работы логопеда. Дидактические игры закрепляют изменения в образовании слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, являются эффективным средством закрепления грамматических навыков.

Примеры дидактических игр.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов).
Ход игры. Взрослый предлагает ребёнку подобрать подходящие картинки и ответить наоборот:

Молодой человек – пожилой человек
Чистые руки – … грязные руки;
веселая девочка – грустная девочка;

Большой мячик – маленький мячик;

Холодный чай – горячий чай.

Игра «Звуки перепутались»

Цель.  Готовим детей к звуковому анализу; развиваем слуховую и зрительную память.
Описание игры. Ведущий читает веселые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Ребенок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.

Нашла я в сливе … кофточку,
Надела Феня … косточку.

Созрел на дереве … кафтан,
Зимой надел я … каштан.

На дерево уселся … граф,
Живет в красивом доме … грач.

Зазеленели в парке … детки,
И на прогулку вышли … ветки.

В лесу летают летом … кошки,
Охотятся на мышек … мошки.

Когтистые у киски … тапки,
У Вики новенькие … лапки.

Далеко идти мне … пень,
Лучше сяду я на … лень.

Игра «Один – много» 
Цель: учить детей правильному употреблению имен существительных и имен прилагательных именительного падежа во множественном числе, а также употреблению имен существительных и имен прилагательных множественного числа в родительном падеже. 
Упражнения

Мяч 
Кукла — 
Кубик — 
Пирамидка – 
Стол — 
Стул – 
Диван – 
Шкаф — 
Столик – 
Стульчик – 
Кроватка – 
Диванчик —
мячи 
куклы 
кубики 
пирамидки 
столы 
— 
— 
— 
Столики 
— 
— 
много мячей 
много кукол 
много кубиков 
много пирамидок 
много столов 
— 
— 
— 
много столиков 
— 
— 

Игра «Назови ласково» 
Цель: учить детей правильному образованию и употреблению уменьшительно – ласкательных форм имен существительных и имен прилагательных. 
Упражнения

Яблоко 
Груша 
Слива 
Лимон 
Ананас Добрый слон 
Зубастый крокодил 
Ленивый бегемот 
Высокий жираф 
Страшный лев
яблочко 
грушечка 
сливка 
лимончик 
ананасик добренький слоник 
зубастенький крокодильчик 
ленивенький бегемотик 
высокинький жирафик 
страшненький львенок

Игра «Вершки и корешки» 
Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия. У одних овощей мы едим то, что находится на поверхности земли ( вершки), а у других – то, что растет в земле (корешки).


Вершки   ———————
Капуста 
Морковь 
Баклажан 
Свекла 
Картофель 
Кабачок 
Помидор 
Репа 
Огурец 
Редис
  ————————Корешки

Игра «Съедобное – несъедобное» 
Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия.

Съедобный———————-Боровик 
Поганка 
Лисичка 
Мухомор 
Масленок 
Рыжик 
Сыроежка 
Опенок
Несъедобный————              

Игра «Чье гнездо?», «Чьи перья?» 
Цель: научить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных.

Гнездо грача – грачиное гнездо 
Гнездо журавля — Перо у гуся – гусиное 
Перо у курицы —
Гнездо скворца – 
Гнездо ласточки Перо у утки – 
Перо у индюка –