Консультацию подготовила учитель-логопед Еловенко О.А
Использование дидактических игр и игровых приемов в процессе формирования грамматики, детей с нарушением речи является важным компонентом коррекционной работы логопеда. Дидактические игры закрепляют изменения в образовании слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, являются эффективным средством закрепления грамматических навыков.
Примеры дидактических игр.
Игра «Скажи наоборот»
Цель: упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов).
Ход игры. Взрослый предлагает ребёнку подобрать подходящие картинки и ответить наоборот:
Молодой человек – пожилой человек
Чистые руки – … грязные руки;
веселая девочка – грустная девочка;
Большой мячик – маленький мячик;
Холодный чай – горячий чай.
Игра «Звуки перепутались»
Цель. Готовим детей к звуковому анализу; развиваем слуховую и зрительную память.
Описание игры. Ведущий читает веселые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Ребенок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.
Нашла я в сливе … кофточку,
Надела Феня … косточку.
Созрел на дереве … кафтан,
Зимой надел я … каштан.
На дерево уселся … граф,
Живет в красивом доме … грач.
Зазеленели в парке … детки,
И на прогулку вышли … ветки.
В лесу летают летом … кошки,
Охотятся на мышек … мошки.
Когтистые у киски … тапки,
У Вики новенькие … лапки.
Далеко идти мне … пень,
Лучше сяду я на … лень.
Игра «Один – много»
Цель: учить детей правильному употреблению имен существительных и имен прилагательных именительного падежа во множественном числе, а также употреблению имен существительных и имен прилагательных множественного числа в родительном падеже.
Упражнения
Мяч Кукла — Кубик — Пирамидка – Стол — Стул – Диван – Шкаф — Столик – Стульчик – Кроватка – Диванчик — | мячи куклы кубики пирамидки столы — — — Столики — — — | много мячей много кукол много кубиков много пирамидок много столов — — — много столиков — — — |
Игра «Назови ласково»
Цель: учить детей правильному образованию и употреблению уменьшительно – ласкательных форм имен существительных и имен прилагательных.
Упражнения
Яблоко Груша Слива Лимон Ананас Добрый слон Зубастый крокодил Ленивый бегемот Высокий жираф Страшный лев | яблочко грушечка сливка лимончик ананасик добренький слоник зубастенький крокодильчик ленивенький бегемотик высокинький жирафик страшненький львенок |
Игра «Вершки и корешки»
Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия. У одних овощей мы едим то, что находится на поверхности земли ( вершки), а у других – то, что растет в земле (корешки).
Вершки ——————— | Капуста Морковь Баклажан Свекла Картофель Кабачок Помидор Репа Огурец Редис | ————————Корешки |
Игра «Съедобное – несъедобное»
Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия.
Съедобный———————- | Боровик Поганка Лисичка Мухомор Масленок Рыжик Сыроежка Опенок | Несъедобный———— |
Игра «Чье гнездо?», «Чьи перья?»
Цель: научить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных.
Гнездо грача – грачиное гнездо Гнездо журавля — Перо у гуся – гусиное Перо у курицы — | Гнездо скворца – Гнездо ласточки Перо у утки – Перо у индюка – |