Пальчиковые игры и упражнения играют положительную роль в работе педагога-психолога
1.В первую очередь, при поступлении ребёнка в детский сад, когда он проходит через адаптационный период. Очень часто необходимо мгновенно переключить внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокоить. Такие игры достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений – поэтому они подходят для самых маленьких. Кроме того, игры и упражнения:
— учат малышей повторять за нами, взрослыми развивают подражательную способность. Именно эта способность – базис успешного последующего обучения всем навыкам;
— учат напрягать и расслаблять мышцы, переключатся с одного движения на другое;
— развивают умение сохранять на некоторое время положение пальцев.
Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые игры и упражнения доставят им особую радость.
2.Использование пальчиковых игр и упражнений на коррекционно-развивающих занятиях по развитию познавательных процессов:
- Развиваем речь. Упражняя и ритмично двигая пальчиками, ребёнок активизирует речевые центры головного мозга, учится вслушиваться в нашу речь и её понимать, повышается речевая активность, да и просто создаётся благоприятная эмоциональная атмосфера.
- Развиваем внимание. Учим ребёнка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень важное умение! И нам нужно помогать ребёнку его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребёнок может научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.
- Развиваем память. При выполнении пальчиковых игр и упражнений нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений. Да и просто стихи.
- Развиваем фантазию и воображение. С помощью пальчиковых игр и упражнений руками можно «рассказывать» целые истории. Сначала пусть покажет взрослый. А уж потом и ребёнок сможет сочинять свои «пальчиковые истории».
- Непослушная считалка.
Посчитаем? Это — раз!
Загибаем? Это — два!
Продолжаем? Три, четыре…
Где же пятый?! Во — смотрите!
Продолжаем на другой:
Вот шестой, седьмой, восьмой…
Пиф-паф ой-ой-ой!!!
Да, девятый — он такой!
Сколько пальчиков всего?
Ровно десять! О-го-го!!!!
- Маленькие гномики.
Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки)
Маленькие гномики:
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.
(загибать пальчики, начиная с мизинца)
Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики)
Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга)
Таки – рубашки, (загибать пальчики, начиная с большого)
Тики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.
- Дни недели.
В понедельник я стирала,
(кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала.
(кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач,
(печём «пирожки»)
Весь четверг искала мяч,
(правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк»)
Чашки в пятницу помыла,
(пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила.
(ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения.
(машем ладошками к себе)
3.Использование пальчиковых упражнений на занятиях по развитию мелкой моторики. При систематическом выполнении этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными и гибкими. А это так поможет в освоении навыка письма.
Упражнения для развития мелкой моторики рук.
- Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь — вместе.)
- Ладошка — кулачок — ребро (на счет «раз, два, три»).
- Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)
- Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).
- Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).
- Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).
- Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).
- Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).
- Цветок (то же, но пальцы разъединены).
- Корни растения (прижать корни — руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).
- Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг).
- Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).
- Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).
- Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).
Наша речь на кончиках пальчиков!
Педагог-психолог
Варламова Наталья Борисовна