Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной
гимнастикой:
1. Благодаря своевременным занятиям
артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые
дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи
специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть
свои речевые дефекты, их мышцы будут подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым
звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям, и взрослым —
научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое
произношение звуков является основой при обучении письму на начальном
этапе.
При проведении
артикуляционной гимнастики
необходимо соблюдать следующие
рекомендации:
1. Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед
зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте
его ребенку.
2. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.
3. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала
15*15 см., в спокойной обстановке, при достаточном освещении.
4. Комплекс на одно занятие включает 5-7
упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания.
5. Каждое упражнение выполняется по 5
раз.
6. Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к
гимнастике используются стихи.
7. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа
взрослого (по названию) .
8. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения
упражнений.
9. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны
правильный подбор упражнений и качество выполнения.
10. Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного
результата.
Артикуляционная гимнастика
Упражнения для губ
1. «Заборчик».
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем
2. «Трубочка». Вытягивание губ
вперёд длинной трубочкой. Зубы сомкнуты.
Мои губы – трубочка
Превратились в дудочку.
3. «Улыбка – Трубочка». Чередование
положений губ
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как
лягушка.
А теперь — слонёнок я, видишь – хобот у
меня.
Мне понравилось играть, повторю – ка всё опять.
Упражнения для щек
1. Похлопывание и растирание щек.
2. «Сытый хомячок». Надуть обе щеки,
потом надувать щеки поочередно.
3. «Голодный хомячок». Втянуть
щеки.
4. «Шарик». Рот закрыт. Бить
кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и
шумом.
Статические упражнения для языка
(выработка контроля за положением языка и удержанием позы)
1. Накажу непослушный язычок. Это
упражнение является самомассажем для языка. На губу язык
клади, Пя-пя-пя произноси.
2. Лопаточка. Рот открыт, широкий
расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык лопаткой положи и спокойно
подержи.
Язык надо расслаблять и под
счёт его держать:
Раз, два, три,
четыре, пять! Язык можно убирать.
3. Чашечка. Рот широко открыт.
Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык
широкий положи, его края приподними.
4. Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный
язык выдвинут вперед. Язык в иголку превращаю, напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну, до пяти считать
начну.
Раз, два, три, четыре, пять –иголку
я могу держать.
Динамические упражнения для языка
(выработка координации и точности
движений)
5. Часики. Рот приоткрыт. Губы
растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет
взрослого к уголкам рта.
Влево — вправо мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов покачаться он готов.
6.Качели. Рот открыт.
Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним
резцам.
На качелях я качаюсь: вверх, вниз, вверх, вниз.
Я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.
7. Чистим зубки. Рот открыт.
Кончиком языка погладить внутри верхние и нижние зубы. Важно – подбородок не
двигается.
Чищу зубы, чищу зубы и снаружи, и внутри.
Не болели, не темнели, не желтели чтоб они.
8. Лошадка. Присосать язык к нёбу,
щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Я лошадка Серый Бок! Цок-цок-цок.
Я копытцем постучу! Цок-цок-цок.
Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок.
9. Маляр. Рот открыт. Широким
кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
Красить потолок пора,
Пригласили маляра.
Ниже челюсть опускаем,
Язык к нёбу поднимаем.
Проведём вперёд – назад –
Наш маляр работе рад.
10. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и
убрать язык вглубь рта.
Ох и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
Консультацию подготовила учитель-логопед Еловенко О.А.