Хорошая,
понятная речь — залог успешной социализации ребенка в обществе, его адаптации к
ДОО, а в будущем и к школе. Наличие каких-либо трудностей в речевом развитии
или его задержка создают риск формирования низкого психоэмоционального уровня.
Как должен происходить этот процесс в норме? Рассмотрим основные этапы.
Как развивается речь ребенка? До 12 месяцев дети начинают произносить отдельные
звуки и слоги, а также распознавать названия объектов, с которыми имеют дело
ежедневно (например, бутылочка, ложка, стол и т. п.) . Многие из них в возрасте
около года начинают выговаривать сочетания слогов, похожие на слова «мама»,
«папа» и т. п.
В 12–15 месяцев дети начинают
подражать звукам речи взрослых и произносить первые слова, состоящие из двух
слогов. В этом возрасте они также могут понимать и выполнять простые просьбы
(например, «Дай мне игрушку») .
В 18–24 месяца многие дети уже
произносят 20–30 слов. К двум годам они начинают говорить простые предложения
из двух-трех слов. Двухлетний ребенок распознает привычные для него объекты (в
т. ч. на картинках) и может по просьбе взрослого указать на глаза, уши, нос и
т. д.
В два-три года словарь ребенка
должен превышать сотню слов. Он начинает объясняться предложениями, состоящими
из трех и более слов, использует сравнительные характеристики, например:
большое — маленькое, светлое — темное и т. д.
От родителей, которым рекомендовано
показать ребенка логопеду, дефектологу или психоневрологу, можно услышать
приблизительно следующее: «Наш папа (наша мама) тоже начал (начала)
разговаривать в четыре года (пять лет) », «Врач сказал, что надо дождаться,
когда ребенку исполнится четыре года»… Все это — мифы! Молчание до трехлетнего
возраста свидетельствует о потребности в серьезном обследовании. Не
диагностированные до пяти-шести лет нарушения или задержка речевого развития в
дальнейшем приведут к серьезным проблемам. Чем раньше родители обратятся к
специалисту, тем результативнее будет коррекционно-развивающая работа с
ребенком.
Что вызывает нарушения и задержку
речевого развития?
Причины, вызывающие нарушения или задержку речевого развития, можно разделить
на биологические и социальные.
Биологические:
родовые, черепно-мозговые травмы;
заболевания, перенесенные матерью во время беременности;
внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, внутриутробные инфекции;
недоношенность или переношенность, гипотрофия;
неонатальные менингиты и энцефалиты;
частые или длительные заболевания раннего возраста, ослабляющие иммунитет
ребенка;
поствакцинальные осложнения;
проблемы со структурой языка или нёба (например, короткая уздечка языка
ограничивает его подвижность, из-за этого ребенок нечетко выговаривает слова) ;
нарушения связи в тех участках головного мозга, которые отвечают за речь (в
этом случае ребенку сложно координировать движения губ, языка и челюсти, а
соответственно, и правильно произносить звуки) ;
проблемы со слухом (которые, в свою очередь, становятся причиной возникновения
проблем с артикуляцией, пониманием и использованием речи) ;
отставание в умственном развитии.
Социальные:
отсутствие культуры общения в семье, эмоционально неблагоприятные
взаимоотношения между членами семьи, сложные детско-родительские отношения;
неблагоприятная микросоциальная среда, которая приводит к дефициту общения и
депривации речевых контактов;
невостребованность речи у детей, которые часто болеют («синдром госпитализма»)
;
педагогическая запущенность;
стрессы, психотравмы.
Владение двумя языками негативно
влияет на произношение слов и развитие речи ребенка. Например, дети, в семье
которых говорят на одном (родном) языке или диалекте, придя в детский сад, где
все общаются на другом языке, будут испытывать дискомфорт. Адаптация такого
ребенка проходит намного сложнее и наблюдается до тех пор, пока он не освоит
элементарные речевые навыки общепринятого языка.
Еще одна причина — гиперопека. В этом
случае речевое общение остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые
предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его речевую активность.
Пребывание ребенка в излишне информированной
среде, где он может столкнуться с переизбытком информации, не соответствующей
возрасту, также пагубно влияет на развитие речи. Ребенок привыкает не
прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов. В настоящее время в
детском саду можно наблюдать такое явление, как вербализм: дети говорят много и
ни о чем, при этом им очень сложно сосредоточиться на действительно важном
задании и выполнить его, правильно ответить на тот или иной вопрос.
Как развить речь ребенка?
Развитие речи у дошкольников —
процесс сложный, требующий больших усилий как со стороны взрослого, так и со
стороны ребенка. Ему нужно научиться управлять своими органами речи,
воспринимать речь взрослого, контролировать собственную, строить диалог. В этом
помогут следующие методы и приемы: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика,
работа со скороговорками, чистоговорками, пословицами.
Консультацию подготовила учитель-логопед Еловенко Олеся Александровна