Картотека игр «Радость общения» Цель: создание положительного «фона» для самовыражения, активности, повышения коммуникабельности дошкольников. | Условные обозначения Упражнения на развитие внимания, наблюдательности и положительного отношения к сверстникам (их умениям и предпочтениям). Упражнения на развитие внимания, наблюдательности и положительного отношения к сверстникам (их умениям и предпочтениям). Чтобы снять эмоциональное и физическое напряжение, укрепить дружеские отношения детей, можно использовать следующие упражнения. |
Упражнения на развитие внимания, наблюдательности и положительного отношения к сверстникам (их умениям и предпочтениям). | |
«Встаньте все те, кто…». Ведущий дает задание: «Встаньте все те, кто 1) любит бегать, 2) любит сладкое, 3) у кого есть сестра», и т. д. После завершения упражнения подводятся итоги. Ведущий поочередно задает вопросы каждому ребенку. (Если он не может ответить, ему помогают все дети.) Например: • Кто в группе любит сладкое? • У кого есть младшая сестра? И т. д. При повторении упражнения вопросы усложняются — включаются два компонента. При желании роль ведущего могут выполнять дети. | «Опиши друга». Упражнение проводится в парах. В течение двух-трех минут дети рассматривают друг друга, затем поворачиваются спиной и по очереди описывают прическу, лицо, одежду партнера. Описание сравнивается с оригиналом, и делается вывод о том, насколько ребенок был точен. Отмечаются самые внимательные дети. |
«Что изменилось?» Водящий (поочередно им становится каждый ребенок) выходит из комнаты. В это время производятся два-три изменения в одежде, прическе, местоположении детей. Водящий должен правильно подметить, что изменилось. | «Угадай-ка». Дети сидят в кругу. Ведущий дает задание: «Угадайте, что нравится в вашем соседе слева его маме». Дети вслух высказывают свои предположения. Затем выбирают самые лучшие качества, которые были названы. При повторении игры можно предложить угадать, что нравится в соседе его друзьям. |
«Узнай, кто тебя позвал». Водящий (ребенок) закрывает глаза. Двое детей по очереди называют его имя. Водящий должен догадаться, кто его позвал. Упражнение можно усложнить — предложить детям, называющим имя ребенка, изменить голос. | «Я умею». Дети стоят в кругу. Поочередно говорят, что они умеют делать, например: «Быстро бегаю», «Мою посуду» и т.д. Нужно быть очень внимательным, так как каждое умение может быть названо только один раз. |
Упражнения на выбор формы общения в разных ситуациях. | «Волшебное средство». Воспользовавшись уже знакомыми способами общения, дети должны помочь: • плачущему ребенку, который потерял мяч; • маме, которая пришла с работы и очень устала; • другу, который случайно сломал любимую игрушку. Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы задание мог выполнить каждый ребенок. |
«Волшебные заросли». Каждый ребенок (по очереди) пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу «волшебными зарослями» — остальными детьми. «Заросли» понимают человеческую речь и чувствительны к прикосновениям. Они могут пропустить ребенка в центр круга, а могут и не пропустить, если их плохо просят. По окончании упражнения проводится обсуждение: «В каком случае «заросли» расступились и почему? В каком случае не пропустили ребенка в круг?» | «Соберитесь вместе». Детям раздают парные картинки с изображением различных предметов, животных (по одной каждому ребенку). Ведущий дает задание: найти свою пару, не пользуясь словами и звукоподражанием. С помощью мимики и жестов каждый ребенок должен «изобразить», какой предмет (животное) он ищет. |
«Игрушка». Упражнение проводится в парах. У одного участника в руках красивая игрушка (следует объяснить ребенку: он должен представить, что это его самая любимая игруш- ка). Другой очень хочет поиграть с ней, и его задача уговорить товарища дать ему эту игрушку. Как только игрушка окажется в руках второго участника, упражнение прерывается, и первый ребенок объясняет, почему он ее отдал. | Чтобы снять эмоциональное и физическое напряжение, укрепить дружеские отношения детей, можно использовать следующие упражнения. |
«Настроение». Сначала дети рисуют на общем листе красками свое настроение (в виде облака, цветка и т.д.) — получается «цветопись» настроения группы. Затем из корзинки с разноцветными бумажными лепестками каждый ребенок выбирает лепесток, соответствующий его настроению, и все вместе составляют один цветок (в виде ромашки). Заканчивается упражнение спонтанным «танцем настроения»: каждый ребенок «сочиняет» свои движения. | «Паровозик». Дети встают друг за другом, кладут руки на пояс впереди стоящего и начинают двигаться «паровозиком». На пути им встречаются различные препятствия, которые нужно преодолеть: перешагнуть через «кочку», пройти по «мостику», обогнуть большие «валуны», пройти в «ворота» (обруч), стараясь не расцепить «вагоны». |