МАДОУ ЦРРР № 167 города Тюмени
учитель-логопед Луценко Ольга Анатольевна
Цель: систематизировать и активизировать словарь детей по лексической теме «Овощи».
Коррекционно-образовательные задачи – расширение представлений детей об овощах, их внешнем виде, уточнение и активизация словаря по теме: «Овощи. Огород».
Коррекционно-развивающие задачи — развитие умения подбирать прилагательные к существительным, составлять описательные рассказы, развитие умения образовывать множественное число существительных в родительном падеже от единственного числа, умения образовывать относительные прилагательные от существительных, умения образовывать существительные с уменьшительно — ласкательными суффиксами; развитие фонематического восприятия и слуха, логического мышления, зрительного восприятия, памяти. Развитие мелкой моторики, координации речи с движением; развитие плавного, длительного, глубокого вдоха.
Коррекционно-воспитательные задачи — формирование навыков сотрудничества, умения
работать в коллективе, дисциплинированности; воспитание любви к природе и бережного к ней отношения.
Оборудование — изображение Чиполлино, небольшой ящичек для овощей,
демонстрационные, предметные картинки по теме (муляжи овощей), поднос с овощами (лук, чеснок, огурец), массажный мяч.
Предварительная работа:
— Чтение сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино».
Ход занятия:
1. Организационный момент. Введение в тему. Логопед приглашает детей в кабинет,
приветствие.
Л. Ребята, сегодня у нас гость. А кто он вы узнаете, отгадав загадку:
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком,
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто, хоть и длинно,
Он зовется … (Чиполлино)- Молодцы, отгадали. Посмотрите, что он нам принѐс (небольшой ящичек, внутри муляжи или предметные картинки овощей) Хотите узнать, что там внутри? Тогда открываем и по
очереди достаем, что там есть. Дети достают карточки с изображёнными на них овощами или муляжи овощей.
Л.: Покажите, что вы достали из ящика? Что это? (Капуста, перец, помидор, картофель, морковь, репа, морковь, тыква баклажан, кабачок).
— Что мы сейчас с вами назвали? (овощи)
2.Игра «Раздели слова на слоги!». Дети отхлопывают слоговые структуры слов.
— А сейчас прохлопаем слова все вместе: по-ми-дор, о-гу-рец, го-рох…так мы делим слова на слоги.
— А из чего состоят слоги?
— Послушайте загадку:
Его не видно, в руки не взять,
Но зато слышно. Что это? (звук)
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны.
А бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны.
— Вы любите играть в прятки? Звуки тоже любят, только прячутся они в словах. Сегодня мы с вами будем искать звук [А]. Приготовились. Слушайте внимательно! Как только услышите в слове звук [А], хлопните в ладоши.
3. Игра «Найди звукА».
Слова: лук, кабачок, перец, тыква, чеснок, капуста, морковь, баклажан, помидор, репа, редис, патиссон, картофель.
Л: Как можно назвать их одним словом? (Овощи)
Л: Чиполлино рад, что вы знаете столько названий овощей, но ему интересно, а всѐ ли вы знаете об овощах: какие они, где растут… Расскажем? Покажем?
4. Мимические упражнение (релаксация) «Семена» на ковре
Л.: Давайте встанем, выйдем на ковѐр и представим, что мы маленькие семена овощей.
Присядьте. Теплое солнышко греет, семена растут, растут все выше, выше… . Медленно поднимаем руки; тянемся к солнышку. Тянемся-тянемся…. Сильно припекло солнышко, начинают вянуть наши растения… завяли наши растения: уронили голову, руки, опускаем плечи, присядьте… . Полил дождь, ожили растения, тянутся к солнышку… (повторить расслабление).
5. Игра «Овощи-малыши» (с мячом)
— Скажите мне пожалуйста, а Чиполлино в сказке взрослый или ребенок? Какой овощ он напоминает? Как его назвать ласково? (мальчик-луковка, лучок)- Представьте, что вы сейчас, можете превратить наши обыкновенные овощи в маленькие овощи-малыши: например, я говорю чеснок, а вы превращаете его в овощ-малыш -чесночок. Будем играть с мячом, кому кидаю, тот и превращает:
Перец- перчик тыква – тыковка огурец – огурчик лук – лучок
морковь-морковочка помидор – помидорчик свѐкла – свеколка;
чеснок – чесночок редис- редисочка баклажан – баклажанчик
горох – горошек;
— Молодцы, Чиполлино очень понравилась игра-превращалка. Он знает много сказочных стран, в одной из них живут великаны.
6. Игра «Овощи у великанов» (с мячом)
— А как вы думаете, какие овощи растут у великанов? (большие, громадные, гигантские).
Правильно у великанов овощи громадные, например, у нас лук, а у великанов – лучище.
Поиграем опять в игру-превращалку?
Л: Я буду бросать мяч, называя обычный овощ, а вы мне обратно – «великанский», большущий овощ.(огуречище, свѐклище, баклажанище, помидорище, чесночище).
— Молодцы, Чиполино доволен, как вы играли, превращая овощи и в малышей, и в гигантов.
Чиполлино тоже вырастил урожай, а сейчас хочет собрать его у себя в огороде и зовет нас на
помощь. Давайте поможем!
— Встаѐм со стульев, делаем вместе со мной:
7.Физминутка «Урожай».
В огород пойдѐм, урожай соберѐм. Идут по кругу, взявшись за руки,
Мы морковки натаскаем «Таскают»
И картошки накопаем, «Копают»Срежем мы кочан капусты, «Срезают»
Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают круг руками три раза.
Щавеля нарвѐм немножко «Рвут»
И вернѐмся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки
— А теперь мы повернулись и на место все вернулись.
8. Игра «Какой, какая?»
— Каждый из вас берѐт картинку в руки и рассказывает о том, какой этот овощ по цвету, форме и кладѐт эту картинку в ящик для овощей (можно использовать вместо карточек муляжи овощей).
— Это круглый красный помидор. Это овальная, оранжевая морковь.
— Это круглая зелѐная капуста. Это круглая, красная свѐкла.
— Это овальный зеленый огурец. Это овальный фиолетовый баклажан.
— Это круглый розовый редис. Это круглая, оранжевая тыква
— Это овальный коричневый картофель Это круглый жѐлтый (фиолетовый) лук
— Это круглый белый чеснок. Это круглая жѐлтая репа
— Это овальный красный (зелѐный) перец Это овальный зелѐный кабачок.
— Молодцы. Вот какой урожай вырастил Чиполлино. Он благодарит вас за помощь.
9. Игра «Какой овощ убрали с огорода» («Чего не стало?»). Логопед помещает на доску картинки.
— Где растут овощи? (в огороде, на грядках, в теплице, в парнике).
— Сыграем в игру «Какой овощ убрали с огорода»? Посмотрите на картинки. Что на них изображено?
Дети. Баклажан, свекла, помидор, картофель, перец, горох, огурец, репа.
-Запомните эти названия. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну картинку. Вы должны будете сказать, чего не стало, какой овощ убрали? Логопед убирает одну из картинок.
— А теперь приготовили ваши руки, смотрим внимательно и повторяем за мной:
10.Пальчиковая гимнастика.
Хозяйка однажды с базара пришла («шагаем» указательным и средним пальцем по столу),
Хозяйка с базара домой принесла (загибаем по-очереди пальцы на руках):
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свѐклу.
Ох! .. (хлопок в ладоши)
Вот овощи спор завели на столе (сжимаем в кулаки и разжимаем пальцы на обеих руках)Кто лучше, вкусней и нужней на земле (загибаем по-очереди пальцы):
Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свѐкла?
Ох!..(хлопок в ладоши)
— Очень все постарались, вкусный суп сварили!
11. Дидактическая игра “Повар и овощи”
Л.: А теперь из собранного урожая давайте ещѐ приготовим что-нибудь вкусное: сделаем из овощей салат. Какой получился салат? (получится овощной салат).
Л.: Салат из капусты? (капустный).
Л.: Из свѐклы? (свекольный).
Л.: Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? (кабачковая).
Л.: Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре? (картофельное).
Л.: А из овощей можно делать соки? (да).
Л.: Как назовѐм сок из моркови? (морковный).
Л.: Из свѐклы? (свекольный).
Много вкусных блюд можно приготовить из овощей.
12 Итог занятия
Л. Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось?
— Что мы с вами сегодня собирали? Кому помогали? Чиполлино очень понравилось, что вы
так много знаете об овощах, он обязательно снова зайдѐт к нам в гости.
— Какие овощи мы собирали?
— Где растут овощи?
Л. Вы очень хорошо работали. Молодцы!
Материал с сайта — https://nsportal.ru