Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.

При нормальном развитии работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, молний, заклепок, завязывание шнурков и так далее. И конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Особенности развития графомоторных навыков.

Графомоторные навыки

мелкая мускулатура пальцевзрительный анализ и синтезрисованиеграфическая символика
упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движенийупражнения на определение правых и левых частей телазанятия по штриховке по контуру, обводказадания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов)
задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметамсрисовывание геометрических фигур
задания с условиями по выбору нужных направленийдорисовывание незаконченных рисунков
упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей
задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти

Этапы формирования графомоторных навыков

.

1-2 года2-3 годаОт 3 до 5 лет5-6 лет
ребенок держит два предмета в одной рукемалыш открывает ящик и опрокидывает его содержимое  ребенок рисует цветными мелкамипродолжается становление двигательных функций
чертит карандашомиграет с песком и глинойскладывает бумагу
переворачивает страницы книготкрывает крышкилепит из пластилина
ставит кубики друг на друга, складывает в пирамидкунанизывает бусыопределяет предметы в мешке на ощупь
 держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертамишнурует ботинки
строит из кубиков

Целью развития мелкой мускулатуры пальцев, является формирование изобразительно-графического навыка, формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры, учитывать размеры и величину углов. Согласно представлениям о психологической структуре графической деятельности, данный навык формируется в тесной зависимости от следующих факторов:

  • зрительного восприятия;
  • произвольной графической активности;
  • зрительно-моторной координации.

Развитие графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении двух периодов: грубая и тонкая координация движений и выработку автоматических навыков письма, так как требует довольно сложной координации сенсомоторных процессов, оптимальной концентрации и распределения внимания.

Коррекция тонкой координации движений ведется в двух направлениях:

  • развитие графомоторных навыков;
  • овладение графической символизацией.

Коррекционная работа по развитию координации движений начинается с крупных движений рук от плеча: рисование в воздухе контуров воображаемых предметов, работа с мелками, рисование на сыром и сухом песке и подобные упражнения. Постепенно движения становятся более мелкими (от локтя, непосредственно сами кисти рук, пальцы).

В помощь воспитателям и педагогом, работающим над этой сферой, придут следующие игры и упражнения:

  • игра с флажками, теневым театром;
  • обведение трафаретов, нарисованных контуров;
  • различные штриховки;
  • дорисовывание рисунков и узоров;
  • «письмо» букв с помощью трафаретов, а также их печатание с опорой на ограничители и без них («в коридорчике» и без «коридорчика»).

 «Пальчиковые» игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. По-настоящему согласовать движения рук невозможно без того, чтобы сосредоточиться зрительно. Научить ручки «послушанию» необходимо, так как наступает пора активного освоения окружающего мира, который состоит из разных предметов. Каждый нужно суметь не просто взять в руки, а взять удобно. Тогда им можно манипулировать.