21 ноября 2024 Консультацию подготовила учитель- логопед Еловенко Олеся Александровна
При обучении грамоте в детском саду детей знакомят со звуками и с буквами родного языка.
При обучении письму ребёнка учат звуковому анализу устной речи, то есть мысленному расчленению слова на составляющие его слоги, а слоги– на звуки, установление количества и последовательности звуков в слове.
Уважаемые родители, помните:
1. Звуки мы слышим и произносим.
2. Буквы мы пишем и читаем.
Звуки бывают гласными и согласными.
Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы, а гласных букв – 10, есть ещё четыре «йотированные гласные», Я, Ю, Е, Ё. Со звуковым анализом слов с йотированными гласными дети познакомятся в школе.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом: . Гласные звуки можно петь, при их произнесении нет преграды воздуху.
Согласные звуки петь нельзя.
Согласные произносятся с преградой для воздуха. Преграду создают язык, который прижимается к зубам или нёбу, и губы.
Согласные звуки бывают звонкими и глухими.
Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда мы произносим глухой звук, голос спит.
Глухие согласные звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.
При произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.
Звонкие согласные звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
В детском саду звонкие звуки мы обозначаем фишками с изображением колокольчика, а глухие – без колокольчика. Когда мы делаем звуковой анализ слов в тетради, глухость и звонкость согласных не обозначаем, но обязательно проговариваем.
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Твёрдые звуки: Б, В, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х мы обозначаем синим цветом: . Эти согласные имеют пару – им соответствуют мягкие согласные, которые произносятся так: Бь, Вь, Дь, Зь, Кь, Ль, Мь, Нь, Пь, Рь, Сь, Ть, Фь, Хь. Мягкие согласные звуки мы произносим мягче, часто с улыбкой, и обозначаем зелёным цветом: .
На письме мягкость согласного звука обозначается не только мягким знаком. Если после мягкого согласного есть гласный звук, в таких слогах мы пишем гласные буквы Я, Е, Ё, Ю, И.
Если в слоге согласный произносился твёрдо, после него появляются гласные буквы А, О, У, Ы, Э.
Если при обучении грамоте и письму основное внимание уделяется звуковому анализу, ребёнок привыкает писать «так, как слышит». Если мы объясняем ребёнку, что слова мы пишем в основном не так, как слышим, а по правилам (например, мы произносим «марос» а пишем «мороз») и обращаем внимание на написание таких слов, звуковой анализ вреда не принесёт. Поэтому обязательно уделяйте время играм с буквами: разрезной и магнитной азбукой, выкладывайте вместе с ребёнком слова из букв. В то же время, если ребёнку нравится писать слова и он делает это с ошибками, не ругайте его. Ребёнку будет нравится писать и читать, если его хвалят и восхищаются его успехами, а не ругают.
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звуки речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.
При обучении чтению в детском саду буквы называем по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.
Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:
— «На что похожа буква?»
— В ряду букв обвести в круг заданную букву.
— Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.
— Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.