20.09.2024 г Материал подготовила Белобородова Е.Б. На сайт выставила Аллашева В.М.
Что делать, если в 2-3 года ребёнок, посещающий дошкольное образовательное учреждение, кусается? Важно понимать, что далеко не всегда укусы – это прихоть малыша. Иногда такая привычка – следствие ошибок родителей, атмосферы дома, плохого окружения или даже отклонений в развитии. И чтобы эффективно помогать чаду меняться в лучшую сторону и избавляться от вредной привычки, важно выяснить причину поведения.
Вспомните, когда именно малыш начал кусаться, что могло этому поспособствовать. Понаблюдайте за ребёнком: в каких ситуациях у него возникает желание укусить, что он чувствует в эти моменты и после них, как ведёт себя, испытывает ли сомнения, удовлетворение, страх или иные эмоции.
Не следует кричать на ребёнка, наказывать за укусы. Это не только не подействует, но и может возыметь обратный эффект – заставить кусаться ещё больше и сильнее в знак протеста. Не следует говорить, что вы не любите такого «кусаку». Малыш должен понимать, что плохой не он сам, а лишь его привычка. Не пытайтесь кусать в ответ и применять силу. Действовать нужно планомерно, аккуратно и комплексно.
Изучите советы психолога, которые помогут отучить малыша кусаться:
Проанализируйте и улучшите обстановку в семье, если это требуется. Родители не должны выяснять отношения на глазах у детей. Нельзя направлять агрессию ни на супруга, ни на ребёнка.
Тщательно продумайте тактику воспитания, найдите золотую середину. В 2-3 года малыш уже должен понимать слово «нет», обозначающее запрет. Пытайтесь объяснять чаду, почему кусаться нельзя. Расскажите, что это больно, негигиенично и некрасиво.
Если ребёнок только начал посещать садик, поддерживайте его, помогайте адаптироваться и безболезненно привыкать к новой обстановке. Обычно первое время детки остаются в группе на два часа, потом на полдня. Не стремитесь ускорить период привыкания. Если крохе пока некомфортно в детском коллективе, не оставляйте его в саду надолго. Каждый день рассказывайте, что в группе хорошо, что мама непременно придёт вечером и заберёт своего любимого сына или дочку.
Обучайте ребёнка другим способам выражения эмоций, не подавляйте их. Если у малыша есть достаточный словарный запас, разговаривайте с ним, спрашивайте, что он чувствует. Просите рассказывать об эмоциях и ощущениях, проговаривайте их вместе. Демонстрируйте участие, говорите, что вы понимаете чувства. А если чадо сильно злится, предложите ему переключиться на что-то приятное, например, на рассматривание ярких картинок, игру, танцы.
Чтобы обучить малыша правилам поведения в садике, можно практиковать ролевые игры дома в спокойной обстановке. Разыграйте сценку, в которой ваш ребёнок – это он сам, а вы – другой детсадовец. Проиграйте все возможные ситуации, в которых сын или дочь может укусить сверстника. И при малейшей попытке вонзиться зубами в тело остановите ребёнка и предложите другой вариант развития событий. Так, если кроха начал кусаться в ответ на отбирание игрушки, то расскажите ему, что он может взять другую более интересную вещь или попробовать предложить совместную игру тому, кто забрал понравившуюся машинку или куклу.
Если вы и малыш видите, что другой ребёнок кусает кого-то, расскажите, как это плохо и невежливо. Малыш должен понять, что укусы – это не норма, а плохой поступок.
Уделяйте время и внимание своему чаду: вместе гуляйте, общайтесь, обсуждайте что-то, играйте, занимайтесь хобби, делайте поделки, выполняйте домашние обязанности, чаще говорите о любви, хвалите за хорошие поступки. Малыш должен ощущать себя любимым, нужным и важным.
Гиперактивному ребёнку нужно непременно давать выплёскивать энергию и эмоции. В течение дня больше гуляйте и играйте, позволяйте безобидные шалости.
Поговорите с воспитательницей, расскажите об особенностях ребёнка и о возможных причинах укусов. Вы можете предложить сотруднице детского сада действующие на вашего сына или дочь методы влияния или же спросить совета. Работница с высшим педагогическим образованием поможет выявить и решить проблему, найти подход к конкретному малышу и помочь ему справиться с вредной привычкой.
Наладьте режим дня и создайте благоприятную обстановку дома. Будите и укладывайте спать малыша в одно время, не допускайте переутомлений, ограничивайте просмотр мультфильмов и в таком возрасте лучше не предлагайте гаджеты.
Чаще бывайте на детских площадках, в игровых комнатах. Это поможет проанализировать и лучше узнать поведение малыша, ведь в детском саду это невозможно.
Когда не обойтись без помощи специалиста
Помощь детского психолога или даже невролога необходима, если:
никакие методы решения проблемы не действуют;
укусами сын или дочь пытается добиваться всего;
ребёнок кусает всех;
возникают приступы неконтролируемой агрессии по отношению к людям, животным;
укусы участились и стали сильнее;
реакция на запреты и замечания отсутствует;
малыш пережил сильный стресс или психологическую травму;
кроха не в силах концентрироваться, сосредотачиваться, выполнять просьбы;
нарушился сон;
повысился мышечный тонус