09.11.2022 г. Материал подготовила Шипулина С.А. На сайт выставила Аллашева В.М.
«Нельзя пробудить чувство Родины
без восприятия и переживания окружающего мира.
Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся
воспоминания о маленьком уголке далекого детства.
Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».
В. А. Сухомлинский
Для любого ребенка Родина – в первую очередь – это его семья. Именно в ней закладывается фундамент и формируется личность будущего гражданина Отечества. Именно семья, как первичная ячейка общества, вкладывает в своего ребенка духовно-нравственные ценности, с которыми он впоследствии пойдет по жизни.
Большая Родина всегда начинается с малой родины – места, где человек родился, его семьи, дома, детского сада, школы, лесов, полей и рек, расположенных рядом. В каждой семье есть свои традиции, в каждом крае есть своя природа, каждый город или село имеет свою историю. Всё это поможет каждой личности успешно адаптироваться в социальной среде, усвоить принятые нормы поведения, взаимоотношений.
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, и уже после то, что в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Большую роль в этом играют взаимоотношения друг с другом, с взрослыми. Совместная игровая деятельность позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное усвоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями, познакомить с традициями народной художественной культуры позволит игра. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, игры, народные обряды, чтобы знать свою культуру, свои национальные традиции, чтобы не прерывалась связь времен и поколений.
Необходимо нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, достойных граждан России.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты.
Рекомендации «Как привить дошкольникам любовь к Родине«
1. Любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и окружением.
• Расскажите ребенку о том, как произошла ваша семья, составьте родословную своей семьи.
• Познакомьте с семейными традициям ( например: празднованием вместе Нового года, дней рождения, поездки вместе на отдых) Это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.
• Составляйте рассказы о том, как семья вместе отдыхает.
• Рисуйте вместе с детьми на темы «Моя мама», «Дом бабушки с дедушкой», «Как мы отдыхаем»
• Беседуйте о близких родственниках.
• Изготавливайте подарки для родных и близких, устраивайте маленькие концерты. Прививайте желание делать приятное родным и близким.
o Читайте детям сказки, инсценируйте их для своих родных. Учите ребенка правильно оценивать поступки героев произведений.
2. Любовь к Родине невозможна без любви к своему городу.
• Сводите детей на экскурсию в музей. Там они получат знания о родном городе, его истории, гербом, традициями, выдающимися горожанами, прошлого и настоящего времени. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, культурой, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Организуйте экскурсии к памятникам и расскажите о подвигах их героев, о том, как чтят память погибших.
• Совершите прогулку по городу, познакомьте с объектами ближнего окружения (школа, библиотека, магазин, почта и т. д., с достопримечательностями города. Поговорите о значении каждого объекта. Необходимо подвести детей к пониманию, что наш город – частица Родины, вызвать гордость за российский народ, историю России, Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собою малыш, чему он изумляется и вызывает отклик в его душе.
3. Любовь к родной природе – один из самых сильных факторов воспитания любви к Родине.
• Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти на всю жизнь, т. к. в ее образах воплощается Родина.
• Важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора. Посейте цветы, овощи, посадите кусты, деревья, ухаживайте за ними.
• Воспитайте бережное отношение к животным, к птицам, ко всему живому. Рассказывайте о животных в разные сезоны года, как можно помочь животным и птицам выжить в тяжелых жизненных условиях. Покажите детям, что миром движет любовь. Любить надо все, что создано на Земле и относиться ко всему бережно.
4. Любовь к Родине невозможна без уважения к труду людей разных профессий.
• • Расскажите ребенку о своей работе: организуйте экскурсию на свою работу. Расскажите, что вы делаете, что вам нравится в вашем труде, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине.
• Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда. Знакомство с любой профессией даёт возможность показать ребёнку значение каждого вида труда для всех людей, для всей страны, что каждая профессия очень важна и вызывает уважение.
5. Бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам.
Объясните ребенку, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Бережному отношению к книгам, способствуйте развитию интереса к содержанию. Сходите с ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.
Любовь к родному городу, селу, гордость за свою страну имеют большое значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное
и сохранённое предшествующим поколением, может
любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом. «
С. Михалков