22.05.2024 г Материал подготовила Копытова О.П. На сайт выставила Аллашева В.М.
Детский сад посещают дети с различными психологическими особенностями. Одни с самого начала требуют постоянного внимания со стороны воспитателя, психолога и других специалистов дошкольного учреждения. Это в первую очередь дети гиперактивные, агрессивные, страдающие различными физическими или психологическими отклонениями (инвалиды, заикающиеся и т.п.). Но есть и такие дети, которые не сразу привлекают внимание воспитателя, да и родители не считают особенности таких детей значимой проблемой. Обычно лишь к шестому году жизни «своеобразие» таких детей начинает осознаваться и взрослыми, и самими детьми. Речь идет о так называемых тревожных детях
В категорию тревожных детей входят дети, которые чувствуют дискомфорт при необходимости вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, за исключением узкого круга близких людей, не уверены в своих силах, не способны ориентироваться в человеческих отношениях, испытывают разнообразные страхи и опасения, частью реальные, а частью вымышленные. Это дети, которых в отечественной педагогике традиционно называют застенчивыми, а в психологической и медицинской практике относят к тревожной и тревожно-мнительной группе. Такие дети постоянно находится в ожидании неудачи или неприятности, пребывают в состоянии непрерывного напряжения, граничащего со стрессом, и пополняют ряды невротиков и преневротиков.
Основная трудность работы с такими детьми заключается в том, что их особенности долго остаются незамеченными. Тихие, застенчивые, они стараются не привлекать к себе внимания воспитателя, и это им, как правило, удается. Дети-невидимки не дерутся (опасаются и умело избегают конфликтов), не носятся сломя голову па прогулке (не хотят попасть в поле зрения воспитателя и выслушивать его замечания), не отбирают у других игрушек (они и друзей-то имеют мало, и обычно таких же тихих и бесконфликтных, да и играть предпочитают в одиночку). Они умеют не встречаться глазами с взрослым на занятии и тем самым опять-таки оставаться для него невидимками, избегают отвечать на вопрос, даже если прекрасно знают ответ. Их не заставишь выступать на утреннике, иначе чем в хоре или общем танце — солировать они не хотят, да им никто этого и не предлагает: есть более активные и заметные дети.
Так они и растут — вроде бы в группе и в то же время не попадая на первый план. И только когда дело доходит до подготовки к школе, у них возникает масса проблем; они не могут самостоятельно и по своей инициативе переспросить, если им что-то непонятно; стесняются отвечать, впадают в панику при любой смене обстановки (например, во время собеседования при приеме в школу или при появлении нового педагога-специалиста в детском саду, а уж что с ними творится, если предстоит медосмотр!).
К этому времени становление специфических психологических и характерологических качеств уже произошло, и изменить что-то достаточно сложно. Поэтому необходимо как можно раньше обращать внимание на детей с проявлениями тревожности, пока эти качества еще не оформились окончательно, а дети не овладели умением оставаться невидимками для взрослых. Только тогда грамотное воздействие педагога детского сада в тесном контакте с психологом и родителями ребенка может дать значительный положительный эффект.
Первые признаки потенциальной тревожности заметны уже у младенца и лежат в особенностях его нервной системы. Среди тревожных преобладают дети с чувствительной нервной системой, робкие, остро реагирующие на любое изменение привычной обстановки. Они с самого раннего возраста резко реагируют на любой шум за окном, яркий свет или наоборот, темноту, изменение температуры, или влажности воздуха, складки на белье… Обычный ребенок этого просто не заметит, а потенциально тревожный отреагирует резким вздрагиванием, длительным плачем. Достаточно рано у таких детей начинают проявляться настороженность и пугливость по отношению к малознакомым, «чужим», людям и одновременно усиливается привязанность к матери: ребенок принимать какие-то специальные меры, чувствует себя комфортно только у нее на руках или рядом с ней, а стоит ей чуть отдалиться — начинает беспокоиться и кричать.
Если ребенку уже в период младенчества предоставить возможность для активной самостоятельной деятельности, ознакомления с окружающим, свободного перемещения в пространстве под присмотром взрослого, то первичные проявления тревожности могут сгладиться и дальше не развиваться.
В ясельной или первой младшей группе жизнь тревожного ребенка надо организовать так, чтобы он не страдал сам и не мешал остальным детям, заражая их своей тревогой, но сделать это очень трудно. Если же вдобавок в семье или в детском саду неправильно организован период адаптации, то ситуация еще больше осложняется. И уже в это время (на втором-третьем году жизни) отчетливо проявляются качества, по которым видно, будет ли ребенок тревожным и надо ли принимать какие-то специальные меры.
Об этом можно говорить, если адаптационный период неправомерно растягивается, если ребенок очень много плачет в течении дня (а не только в момент расставания с родителями), отказывается от общения с педагогами или другими детьми, не умеет и не хочет вместе играть, либо, наоборот, постоянно «приклеен» к воспитателю (держится за его одежду, боится от него отойти). Это дает основание думать о формирующейся тревожности и необходимости специальной коррекционной работы с таким ребенком уже в младшей группе.
Разумеется, не все дети, плохо адаптирующиеся к условиям детского сада, являются по-настоящему тревожными. У многих эти проявления постепенно сглаживаются, и их поведение и самочувствие приходят в норму. Однако сочетание нескольких признаков тревожности, долгая и тяжелая адаптация и дефекты семейного воспитания (по авторитарному, формальному, тревожно-мнительному типу) свидетельствуют о высокой степени тревожности как личностного качества, что дезорганизует поведение и деятельность ребенка, ведет к нарушению общения, появлению робости, безынициативности.
Тревожность как устойчивая психологическая особенность может проявляться у ребенка очень рано и к младшему дошкольному возрасту уже заметно определяет его поведение. В результате бесед с родителями и анализа медицинских карт можно выделить «группу риска» — детей, у которых это качество отмечается и может в дальнейшем прогрессировать,
К «группе риска» относятся:
• дети, перенесшие родовую травму, сопровождавшуюся гипоксией I-II степени, состоявшие на учете у невропатолога в течение первого года жизни с диагнозом ММД (минимальная мозговая дисфункция);
• дети из неполных семей с наследственными проявлениями алкоголизма,
наркомании, психических заболеваний,
• дети из семей с сугубо авторитарным, жестким стилем воспитания;
• дети матерей, которым свойственна повышенная тревожность (из семей с гиперопекающим стилем воспитания). В самом начале знакомства с детьми и их родителями педагог должен обратить внимание на любые сигналы о неблагополучной организации семейного воспитания, определить его стиль. Поскольку время общения педагога с родителями обычно ограниченно — он встречается с ними, лишь когда они приводят ребенка в сад или забирают домой, — важно обращать внимание на поведение и типичные высказывания взрослых и отчасти детей в эти минуты.
Основными задачами педагога являются следующие.
1. Выявление детей с заметными признаками тревожности.
2. Отслеживание ситуаций, в которых эта тревожность больше всего проявляется.
3. Беседы с родителями, наблюдение за характером общения матери с ребенком с целью установления доминирующего типа воспитания в семье и консультации с медработником детского сада для выявления психофизиологических предпосылок тревожности.
4. Правильная организация жизни детей в группе — чуткое и доверительное отношение к ребенку, обеспечение ему эмоциональной поддержки со стороны взрослого (положительная оценка деятельности, ласковые, ободряющие взгляды и прикосновения, улыбки).