Одной из задач умственного воспитания ребёнка является формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни. Основной составляющей полноценного развития детей в дошкольном возрасте является сенсорное развитие, которое во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Значение сенсорного развития состоит в том, что оно упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание, развивает наблюдательность, словарный запас детей, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов общепринятые (образцы внешних свойств предметов). Именно средний дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством.
С одной стороны, сенсорное развитие, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы,
Разнообразие игр на сенсорное развитие детей можно найти в интернет ресурсах и изготовить самостоятельно.
Советуем поиграть:
Дидактические игра “Подбери наряд для кукол»
Материал: куклы «мальчик» и «девочка», набор разноцветной одежды для кукол.
Цель: Закреплять у детей знание основных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, чёрный и белый); учить детей обращать внимание на цвета предметов, устанавливать тождество и различие предметов, понимать слова
«цвет», «такой», «не такой», «разные», название цветов. Развивать мелкую моторику рук.
Ход игры: Предложить ребёнку рассмотреть набор разноцветной одежды и кукол «мальчика» и «девочку», одеть кукол на прогулку.
1 вариант. Одеть кукол в разноцветную одежду: «Одень мальчика в синие шорты, зелёную футболку, красные кроссовки и красную кепку. «Одень девочку в красное платье, красные туфли и в красную шляпу».
2 вариант. Одеть кукол в одежду одного цвета.
Дидактическая игра «Золушка»
Цель игры: Развивать у детей моторику рук.
Перед детьми положить перемешанные семена гороха, фасоли и киндер – игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать. Когда ребенок научиться делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.
Дидактическая игра «Тонет, не тонет»
Материал: ёмкости с водой, шарики стеклянные, пластмассовые, деревянные, металлические.
Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.
Взрослый вместе с ребёнком бросает в воду шарики из разных материалов или другие игрушки. Упражняет в понимании слов: «тонет», «не тонет», «плавает».
Усложнение: для игры можно взять тёплую и холодную воду, упражнять в различении этого качества воды.
Дидактическая игра «Рисуем на крупе»
Цель игры: Развивать моторику рук детей, развивать фантазию ребенка.
Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие — нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы).Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.А если взять круг из картона и прицепить к нему прищепки, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое? – круглое! А какого оно цвета? – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов. А можно включить всю свою фантазию и из красного
круга и прищепки сделать… что? (Яблоко).
Перчатка — это готовый носок, персонажи потешки сделаны с помощью цветных ниток и иголки
Подвижные игры.
Игра «Разноцветные флажки»- веселая, подвижная игра-разминка для детей от двух лет, направленная на развитие внимания и реакции детей. Так же позволяет закрепить знание цвета.
Описание игры. Для игры нужно взять несколько разноцветных флажков. Когда ведущий поднимает красный флажок – дети должны, например, подпрыгнуть; зеленый – хлопнуть в ладоши; синий – шагать на месте, желтый – взяться за руки
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребѐнок слышит, видит, осязает окружающее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное сенсорное восприятие.
Игра «Чудесный мешочек»
Цель игры: Упражнять детей определять, что это за предмет, по характерным внешним признакам, то есть по форме. Также ее можно использовать для развития речи и воображения.
Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете спрятать в него геометрические фигуры, ребенок должен угадать на ощупь, какая фигура спрятана.
Дидактическая игра «Посади свою аллею»
Цель: учить детей последовательному расположению в ряду элементов разной величины.
Правила игры: нужно посадить деревья в ряд так, чтобы они уменьшались по высоте.
Материал : деревья (береза, липа, клен, дуб, тополь), сделанные из картона разной высоты от 4 до 20 см. Каждое дерево отличается от растущего рядом на 2 см.
Подготовила Ермакова Л.В.