04.03.2024 г Материал подготовила Шипулина С.А. На сайт выставила Аллашева В.М.
Сенсорное развитие – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д.
Сенсорное развитие обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов. Сенсорное развитие – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с воприятия.
Сенсорное развитие – с одной стороны, является фундаментом для общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет совершенно самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений, восприятий и представлений. Младший дошкольный возраст, как и ранний, – это период активного экспериментирования ребенка с предметным миром. Вещи, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое, окружающее ребенка, вызывает исследовательский интерес. Именно этот возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации представлений об окружающем мире и совершенствования деятельности органов чувств. В этом возрасте у детей складываются элементарные представления о таких свойствах предметов, как форма, величина, цвет, формируется способность соотносить, сравнивать их: дети охотно выполняют действия по образцу, предлагаемому взрослым.
Поэтому очень важно предоставить ребенку весь спектр впечатлений, благодаря которым его психофизическое развитие будет происходить интенсивнее, и поможет тренировать способности его органов чувств, а также совершенствовать их в дальнейшем.
Сенсорные ощущения классифицируются на:
— визуальные;
— осязательные;
— обонятельные;
— слуховые;
— вкусовые.
Именно в соответствии с ними у ребенка формируются понятия о:
— размере;
— форме;
— цвете;
— звуках;
— вкусе;
— запахе.
Насильно заставлять ребенка развиваться, конечно, нельзя. Все занятия необходимо проводить в максимально доступной для его понимания форме – форме игры. Задача родителей и педагогов – создать для ребенка среду, в которой он сможет получать как можно больше самых разных ощущений, в которой его пальчики будут активно работать.
В этом деле «сенсорная коробка» – незаменимый помощник. Здесь ребенок может трогать, пересыпать, переливать, мять, прятать и отыскивать предметы. Игры в «сенсорной коробке» развивают мелкую моторику, внимание, усидчивость, координацию движений. И что важно – такую бесценную игрушку можно легко сделать своими руками практически без специальных материальных затрат.
«Сенсорная коробка» – это емкость, наполненная всякого рода тактильным материалом. В коробку (контейнер) с крупой (или другим тактильным содержимым) добавляем игрушки, разные мелкие фигурки, предметы, и играем. Крупа – прекрасное наполнение для «сенсорной коробки». Подойдет любая крупа, имеющаяся в доме. Для таких игр лучше выделить специальное место (чтобы крупа не валялась по всему дому).
Удивительная, яркая коробочка с интересным содержимым призвана развивать и обогащать чувственный опыт вашего ребенка. Варианты игр:
- Пересыпать крупу из одной емкости в другую с помощью небольшой кружки; перекладывать с помощью ложки.
- Искать в крупе клад – мелкие игрушки.
- Искать в крупе мелкие игрушки, орехи с помощью ситечка.
- Сортировать мелкие предметы по цвету, форме, размеру.
- Организовать пространство для сюжетной игры (используя мелкие игрушки, конструктор и т.д.)
Такие игры не только отличное развивающее занятие для детей. Они оказывают еще и успокоительный эффект.
Какие же задачи решают игры с «сенсорной коробкой»?
- Сенсорное познание предметов и веществ;
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие чувственного восприятия;
- Развитие фантазии и воображения;
- Медитативный и успокоительный эффект;
- Замечательный способ времяпрепровождения.
Примеры «сенсорных коробок»:
- «Море». Наполнение: рис, окрашенный в голубой цвет; разнообразные ракушки, морские звезды, «сокровища» (спрятанные в крупе синие кристаллы).
- «Сортировка». Наполнение: окрашенный рис, кристаллы четырех цветов: (красный, синий, желтый, зеленый). Стаканчики соответствующих цветов. Задание: необходимо сложить кристаллы в стаканчик соответствующего цвета.
- «Репка». Наполнение: рис, окрашенный в зеленый цвет, фигурки героев сказки «Репка».