«Учим детей сочинять рифмы»
Рифмы чаще всего используются в поэзии и песнях. В их основе лежит совпадение последних ударных гласных звуков рифмующихся строчек. Рифмовка слов и строк может стать весёлым развлечением в часы досуга или, когда на улице ненастная погода, или мини-соревнованием: кто придумает больше рифм – папа, мама или ребёнок. Можно вырезать из старых журналов (найти в интернете, а некоторые нарисовать) картинки с весёлыми зверьками, предметами домашнего обихода, игрушками, наклеить их на картон и предложить ребенку игру-упражнение.
Упражнение «НАПАРНИКИ»
Ребёнок получает набор карточек с картинками. Задание: найти и составить пары так, чтобы изображения рифмовались.
ПО-ДУШ-КА КОР-МУШ-КА
ПТИЧ-КАЛИ-СИЧ-КА
ЛОЖ-КАКОШ-КА
Выполняя это упражнение, ребёнок не только учится находить рифмы, он знакомится с буквами, ведь на карточках обозначены ещё и слова, учится складывать слоги. Как любящие родители, Вы частенько обращаетесь к своему сокровищу ласковыми словами, весёлыми прозвищами (зайка, дружок, котёнок, солнышко). Используя эти слова, приятные и знакомые малышу, можно провести упражнение, используя двустишья.
Упражнение «КАК ТЕБЯ МАМА НАЗЫВАЕТ?»
Читаете ребёнку две строчки, а он подсказывает подходящее по рифме слово.
Здравствуй, моя детка, Сладкая… конфетка.
Славный у меня ребёнок, Ласковый он как… котёнок.
Эта игра благотворно влияет и на укрепление эмоциональной связи между мамой и малышом. Самое простое задание для ребёнка – это придумать рифму к предложенному слову. Игра-упражнение называется «ПРИДУМАЙ РИФМУ». Слова нужно выбирать простые, часто используемые в речи и понятные по смыслу. Сначала – состоящие из одного слога: дом – ком, кот – рот; затем из двух слогов: ёлка – полка, мышки – книжки, затем из трёх слогов: красота – доброта, пирожок – сапожок и т.д.
А вот еще одно упражнение «ВОЛЕЙБОЛ СО СЛОВАМИ»
До начала игры рассказать ребенку, как играют в волейбол: после подачи мяча игроки перекидывают его через сетку. Наш «волейбол» будет со словами. «Подающий» (1-й игрок) предлагает слово, на которое «соперник» (2-й игрок) придумывает рифму, и снова очередь первого…
РЕЧКА — СВЕЧКА — ПЕЧКА — ОВЕЧКА — ГРЕЧКА — ОСЕЧКА
Когда рифмы иссякают, «подаёт» (предлагает слово) 2-й игрок, и весёлая игра продолжается!
Ребёнку всегда интересно и весело, когда он сам становится героем стихотворения. Вставьте имя своего малыша вместо имени героя какого-либо стихотворения, и вы увидите неподдельное внимание и радостную улыбку на лице сына или дочки!
(Имя ребенка) очень любит море,
Он (она) туда поедет вскоре.
Будет на волнах плескаться,
Будет плавать и стараться.
Когда ребёнок осваивает грамоту, можно приготовить набор карточек со словами и поиграть в игру
«ЧТО ЛИШНЕЕ? КТО ЛИШНИЙ?»
На 3-х карточках из 4-х предложенных слова будут рифмоваться, а на одной – нет. Её ребёнок и должен найти.
КРУЖОК ДРУЖОК ЛУЖОК ЗАМОК
Дети очень любят играть в мяч. Следующее упражнение поможет родителям сделать игру с мячом весёлой, увлекательной и полезной для развития способностей к стихосложению.
«РИФМОБОЛ»
Правила игры предельно просты. Мама бросает ребёнку мяч и произносит слово, ребёнок бросает мяч обратно и отвечает рифмой (дочка – точка). Можно несколько раз рифмовать одно и то же слово: получится рифмованная цепочка: игрушка – ватрушка – старушка – кукушка…).
И, конечно же, уважаемые родители, проявляйте фантазию, творите, пишите стихи сами, даже если свои поэтические способности вы считаете более чем скромными! Сочиняйте загадки, небылицы, считалки… Можно самим придумыватьзагадки (старайтесь, чтобы отгадки были в рифму).
ВИКТОРИНА ДЛЯ ЗНАТОКОВ сказок и стихов Корнея Ивановича Чуковского.
Готов нас оттереть до дыр
Хромой и кривоногий («Мойдодыр»)
Поможет, если где болит,
Добрейший в мире доктор («Айболит»)
Заглядывает по утрам в оконце
И согревает всех нас («Краденое солнце»)
Не удивляйся, если даже слон
Заговорит в обычный («Телефон»)
Пищит и вьётся возле уха
Назойливая («Муха-Цокотуха»)
Почему-то он очень не любит детей,
Неизменно коварный и злой («Бармалей»)
Обладая умением подбирать рифмы, Ваш ребёнок будетс удовольствием читать, сочинять поэтические произведения, его память будет развиваться, постоянно будет пополняться словарный запас, а кругозор расширяться.
ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ В ТВОРЧЕСКИХ НАЧИНАНИЯХ!
Консультацию подготовила воспитатель Захарова СН.