Варламова Н.Б., педагог-психолог, МАДОУ ЦРР- Д\с № 167 г.Тюмени
Цель:
— Способствовать снижению агрессивности, тревожности, страха, развития коммуникативных качеств детей;
— Стимулировать умение детей распознавать настроение других;
— Развивать эмоциональную, когнитивную сферу дошкольников и мелкую моторику рук с помощью упражнений с элементами арт-терапии и пластикографии.
Ход занятия психолога с дошкольниками в детском саду
1. Приветствие
«В круг все вместе становитесь
И друг другу улыбнитесь.
На соседа посмотрите
И ему вы улыбнитесь
И мне «Привет» скажите,
Руку дружбы протяните.
От ваших хороших улыбок мне стало очень тепло. А теперь подарите свои улыбки и частичку тепла своего сердца нашим гостям.
(Дети обе ладони прикладывают к сердцу и посылают воздушный поцелуй)
2. Беседа психолога с детьми «Хорошее настроение, подавленное настроение»
Психолог:
Сегодня мы с вами попали в гости к необычному существу, его называют «Смайлик» и все, кто попадает к нему в гости, получают хорошее настроение.
— Дети, а кто мне скажет, что такое «хорошее настроение»?
Варианты ответов детей:
— Когда мне весело
— Когда я с папой и мамой
— Когда я получаю подарки
— Когда со мной мои друзья
Психолог:
— Наше настроение зависит от наших мыслей. Поэтому, если хотите, чтобы у вас было хорошее настроение, старайтесь думать только о хорошем.
— Дети, а у вас бывает подавленное настроение? Когда так происходит?
Варианты ответов:
— Когда у меня кто-то забирает игрушку
— Когда я болею
— Когда меня мама забирает поздно из детского сада
— Когда мне мама не купила то, что я просил (а)
Упражнение «Волшебные стаканчики»
Психолог:
Я предлагаю избавиться от негативных эмоций с помощью волшебных стаканчиков. Сядьте за столик, подвиньте стаканчики и изо всех сил подуйте в трубочку. Отправьте через трубочку все свои обиды и подавленное настроение.
Итак, все свои негативные эмоции и подавленное настроение мы оставили в прошлом и теперь у нас есть возможность рассмотреть комнату Смайлика.
3. Дидактическая игра «Кубик настроения»
Психолог:
— Посмотрите, дети, какой интересный кубик. На нем изображены лица с разными настроениями. Вы по очереди будете бросать кубик, а ту картинку, которая выпадет, вы рассмотрите и охарактеризуете настроение, которое изображено на картинке.
(Дети выполняют задания)
4. Рисование на стекле (арт-терапия)
Психолог:
— Мы можем улучшить настроение, когда делаем что-то интересное, например, рисуем. Поэтому предлагаю вам порисовать.
(На стеклянном мольберте над цветками нужно дорисовать радугу)
5. Дидактическая игра «Кафетерий настроения»
Психолог:
— Ох, какой стол ждет нас. Я предлагаю вам сесть за столик, закрыть глаза и представить, что вы попали в детское кафе. Здесь мы сможем с вами насладиться сочными яблоками, вкусным виноградом, душистыми мандаринами и другими замечательными фруктами.
Каждое настроение имеет свой вкус и запах. Расскажите, о каком настроении вам напоминает каждый фрукт. Итак, приятного аппетита! (Поставить на стол фруктовое ассорти)
(Дети кушают фрукты и ассоциируют их вкус с эмоциями)
6. Релаксационное упражнение «Ковер-самолет»
— «Мы садимся на волшебный ковер-самолет. Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас к небесам, тихонечко покачивает, укачивает; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают … Далеко внизу проплывают дома, леса реки, озера … Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате (пауза) …
Ласковое солнышко:
— Коснулось глаз (откройте глаза)
— Коснулось лица (пошевелите бровями)
— Коснулось носа (пошевелите носом)
— Коснулось губ (пошевелите губами)
— Коснулось подбородка (пошевелите челюстью)
— Коснулось плеч (поднимите и опустите плечи)
— Коснулось рук (встряхните руками)
Солнечные лучи поигрались с вами и пошли дальше. Потянитесь, сделайте глубокий вдох и выдох.
7. Изготовление медальонов с пластика
Психолог:
Вы знаете, дети, Смайлик любит дарить подарки. Поэтому каждый раз он делает интересные подарки. Вот и на этот раз Смайлик хотел подарить волшебные медальоны, но спешил и не успел их доработать. Давайте поможем Смайлику их доделать.
(Дети изготавливают медальоны из пластика, ставят свои работы в игрушечную духовку)
8. Дарение подарков гостям
Психолог:
— Я, надеюсь, что из нашего путешествия вы принесли с собой огонек хорошего настроения. Передайте эти замечательные эмоции нашим гостям, подарите им медальоны, которые мы сделали.
9. Прощание
Психолог:
Дети, а теперь станем в круг, возьмемся за руки и поделимся своими впечатлениями от сегодняшней поездки.
Варианты ответов детей:
— Понравилось прогонять свою злость в стаканчики;
— Мне понравилось, когда я пробовал фрукты, будто в настоящем кафе;
— А мне понравилось, когда я изготавливала украшения;
— А мне понравилось рисовать на стекле и т.п.