Сейчас много говорят об Альфа-родителях, Альфа-детях, Альфа-презентации и Альфа-комплексе. Что же это такое? Как нам узнать Альфу и как нам понять – хорошо ли это или плохо?
Вообще, Альфа-инстинкты есть у всех. Они означают роль доминанты, ведущего, лидера. Вот эти врожденные наши Альфа-инстинкты:
быть первым или номером «один», быть главным или занимать центральное место, руководить, брать на себя ответственность, занимать ведущую позицию, занимать определенное место или сопротивляться вытеснению с этого места: физически, эмоционально или психологически, перехватывать инициативу в общении, оставлять за собой последнее слово.
Все ведущие политики, несомненно, Альфа. Начальники, руководители и так далее – тоже Альфа.
Родители для своего ребенка тоже должны быть Альфа…
Но, сама жизнь, обстоятельства и социум вносит свои коррективы, искажают врожденную альфа-роль и тогда мы имеем дело с проблемами альфа-комплекса- перекосами в воспитании ребенка, трудностями в общении с начальником или же видим абсолютно лидирующих политиков у власти.
И тогда мы можем разглядеть «плохую», искаженную Альфу.
Чтобы Альфа была позитивной, инстинкты альфы и зависящего должны
- СООТВЕТСТВОВАТЬ социальным ролям.
Например, родитель-ребенок, учитель-ученик, терапевт-клиент, врач-пациент, хозяин-гость, начальник-подчиненный, правитель-подданный, босс-служащий, тренер-игрок, лидер-последователь, хозяин-слуга, старший-младший брат/сестра.
И,
2) Стремясь доминировать, человек ТАКЖЕ должен стремиться брать на себя ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и ЗАБОТИТЬСЯ …
Например, брать на себя заботу, брать инициативу в свои руки, решать какой-то вопрос, чувствовать вину.
Или проявлять заботу — помогать, нести какое-то бремя, содействовать, удовлетворять потребности, быть преданным, чувствовать сострадание, обеспечивать, прикрывать и защищать.
То есть, Альфа – это не абсолютное стремление доминировать, а вместе с доминированием – отвечать и заботиться!
В этом смысл осознанного и ответственного родительства.
Какие же проявления
негативного Альфа-комплекса мы можем встретить в жизни?
Это – командование,
требовательность, соперничество, синдром спасателя и булли.
Эти проявления относятся и детям и ко
взрослым.
Альфа-комплекс, сформированный в детстве,
проносим, как правило, через всю свою жизнь и, даже не подозревая об
этом.
Как порой радуются родители, что их ребенок
командует всей семьей, раздает распоряжения. Такие родители обычно хвастаются,
что у них растет будущий начальник или генерал. Что малыш независимый и
смелый.
И, как они ошибаются! И, как, очень скоро, их
жизнь станет невыносимой, радом со своим ребенком.
КОМАНДОВАНИЕ и ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ – признак того,
что ребенок находится на позиции выше родительских, он Альфа! Как правило,
родители сами отдают роль неформального лидера своему ребенку, порой и не
подозревая об этом.
Но и ребенку невыносимо нести эту ношу, которую
незримо возложили на него родители. Ребенок не может находиться альфа-позиции,
Ребенок – зависимый в
танце семьи, внизу вверх смотрящий, идущий ЗА родителем.
Ему тяжело в роли Альфы. Отсюда все истерики,
скандалы, непослушания.
Те дети и взрослые, у которых проявляется
СОПЕРНИЧЕСТВО не могут быть на «вторых» ролях. Им надо быть первыми везде –
первым прибежать куда-то, занять первое место, отобрать игрушку у брата или
сестры. Ему все это очень важно. И, это тоже проявление Альфа-комплекса.
СПАСАТЕЛИ… Ярко это проявление Альфа-комплекса
мы можем заметить во взрослой жизни. Спасение других выходит могуществом и
влиянием. Яркий представитель Альфы в этом вопросе – Мать Тереза. Она помогала
всем и в этом была всемогуща…
БУЛЛИ инстинктивно стремится утвердить свое
превосходство, используя слабости и уязвимости других – таково изощренное
искажение первоначальных природных механизмов. Это троллинг, буллинг. Школа,
подростки, братья/сестры и сами родители могут нести проявляния булли в жизнь
свою и близких.
Узнали ли Вы себя или своих близких в
Альфа-проявлениях? А Ваших детей?
Надо помочь ребенку, чтобы зависеть от нас ему было легко и просто.
Нам надо приглашать ребенка в зависимость, а не сопротивляйтесь ей, занимать ведущую позицию, чтобы он был уверен, что на вас можно положиться по любому вопросу, и не злоупотреблять детским возрастом, его потребностям, недостаточным развитием, страхами.
Помешать нам быть в этой Альфа–роли может наше собственное бегство от ответственности, наши неудовлетворенные потребности в зависимости и неспособность перестать ожидать заботы о себе.
То есть наши инфантильные переживания мешают нам принять альфа роль ведущего и мешаю распахнуть объятия и пригласить в зависимость наших детей.
Каким же образом мы можем
донести свою убедительную альфа-позицию?
Необходимо брать на себя ответственность за
реакции ребенка, направлять ребенка, создавать и охранять ощущение близости и
связи с ребенком.
Принимать решения, которые будут полезны ребенку
, даже если они расстраивают его.
Например, ложиться спать во время, обедать во
время и так далее.
Тут нам может помешать слабость нашей
собственной альфа позиции. Надо учиться не бояться детских слез, выдерживать
истерики. Быть нерушимой и сохранной при этом. Не говорить, что» я не знаю
как с тобой обращаться», не ждать готовых инструкций по управлению
ребенком.
Необходимо отвечать на потребности ребенка, а
не на требования, избегать
попустительства и тенденции к бесконечному выбору ребенка в том, что он,
например, будет есть и когда.
Важно брать инициативу на себя в плане питания.
С этого и нужно начинать движение от застревания в Альфа-комплексе.
Нам, как родителям, может помешать
демократичность и равноправие в отношении с детьми, «страх» перед детскими
истериками и капризами и, как вариант, «затыкание» детских слез
попустительствами в питании и удовлетворении бесконечных потребностей
ребенка.
Необходимо правильно направлять
альфа-инстинкты ребенка —
придумывать деятельность, где они бы занимали ведущую, например, театральный
кружок или спортивная секция- это будет поощрением альфа-инстинктов.
Замечать и поощрять стремление к заботе о ком-то
или о чем-то в жизни ребенка.
И не нужно позволять командовать ребенку в
обычно жизни – давать распоряжения семье, на улице, в общении со сверстниками,
семьей и братьями/сестрами.
И, главное, смячгайте сердце своего ребенка,
поддерживайте в нем доброту и любовь к миру и себе самому!