Сейчас много говорят об Альфа-родителях, Альфа-детях, Альфа-презентации и Альфа-комплексе. Что же это такое? Как нам узнать Альфу и как нам понять – хорошо ли это или плохо?

Вообще, Альфа-инстинкты есть у всех. Они означают роль доминанты, ведущего, лидера. Вот эти врожденные наши Альфа-инстинкты:

быть первым или номером «один», быть главным или занимать центральное место, руководить, брать на себя ответственность, занимать ведущую позицию, занимать определенное место или сопротивляться вытеснению с этого места: физически, эмоционально или психологически, перехватывать инициативу в общении, оставлять за собой последнее слово.

 Все ведущие политики, несомненно, Альфа. Начальники, руководители и так далее – тоже Альфа.

Родители для своего ребенка тоже должны быть Альфа…

Но, сама жизнь, обстоятельства и социум вносит свои коррективы, искажают врожденную альфа-роль и тогда мы имеем дело с проблемами альфа-комплекса- перекосами в воспитании ребенка, трудностями в общении с начальником или же видим абсолютно лидирующих политиков у власти.  

И тогда мы можем разглядеть «плохую», искаженную Альфу.

Чтобы Альфа была позитивной, инстинкты альфы и зависящего должны

  • СООТВЕТСТВОВАТЬ социальным ролям.

Например, родитель-ребенок, учитель-ученик, терапевт-клиент, врач-пациент, хозяин-гость, начальник-подчиненный, правитель-подданный, босс-служащий, тренер-игрок, лидер-последователь, хозяин-слуга, старший-младший брат/сестра.

И,

2) Стремясь доминировать, человек ТАКЖЕ должен стремиться брать на себя ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и ЗАБОТИТЬСЯ …

       Например, брать на себя заботу, брать инициативу в свои руки, решать какой-то вопрос, чувствовать вину.

Или проявлять заботу — помогать, нести какое-то бремя, содействовать, удовлетворять потребности, быть преданным, чувствовать сострадание, обеспечивать, прикрывать и защищать.

 То есть, Альфа – это не абсолютное стремление доминировать, а вместе с доминированием – отвечать и заботиться!

В этом смысл осознанного и ответственного родительства.

Какие же проявления негативного Альфа-комплекса мы можем встретить в жизни? 

Это – командование, требовательность, соперничество, синдром спасателя и булли. 

Эти проявления относятся и детям и ко взрослым. 
Альфа-комплекс, сформированный в детстве, проносим, как правило, через всю свою жизнь и, даже не подозревая об этом. 

Как порой радуются родители, что их ребенок командует всей семьей, раздает распоряжения. Такие родители обычно хвастаются, что у них растет будущий начальник или генерал. Что малыш независимый и смелый. 
И, как они ошибаются! И, как, очень скоро, их жизнь станет невыносимой, радом со своим ребенком. 

КОМАНДОВАНИЕ и ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ – признак того, что ребенок находится на позиции выше родительских, он Альфа! Как правило, родители сами отдают роль неформального лидера своему ребенку, порой и не подозревая об этом. 

Но и ребенку невыносимо нести эту ношу, которую незримо возложили на него родители. Ребенок не может находиться альфа-позиции,

Ребенок – зависимый в танце семьи, внизу вверх смотрящий, идущий ЗА родителем. 
Ему тяжело в роли Альфы. Отсюда все истерики, скандалы, непослушания. 

Те дети и взрослые, у которых проявляется СОПЕРНИЧЕСТВО не могут быть на «вторых» ролях. Им надо быть первыми везде – первым прибежать куда-то, занять первое место, отобрать игрушку у брата или сестры. Ему все это очень важно. И, это тоже проявление Альфа-комплекса. 

СПАСАТЕЛИ… Ярко это проявление Альфа-комплекса мы можем заметить во взрослой жизни. Спасение других выходит могуществом и влиянием. Яркий представитель Альфы в этом вопросе – Мать Тереза. Она помогала всем и в этом была всемогуща… 

БУЛЛИ инстинктивно стремится утвердить свое превосходство, используя слабости и уязвимости других – таково изощренное искажение первоначальных природных механизмов. Это троллинг, буллинг. Школа, подростки, братья/сестры и сами родители могут нести проявляния булли в жизнь свою и близких. 

Узнали ли Вы себя или своих близких в Альфа-проявлениях? А Ваших детей? 

Надо помочь ребенку, чтобы зависеть от нас ему было легко и просто.

Нам надо приглашать ребенка в зависимость, а не сопротивляйтесь ей, занимать ведущую позицию, чтобы он был уверен, что на вас можно положиться по любому вопросу, и не злоупотреблять детским возрастом, его потребностям, недостаточным развитием, страхами.

Помешать нам быть в этой Альфа–роли может наше собственное бегство от ответственности, наши неудовлетворенные потребности в зависимости и неспособность перестать ожидать заботы о себе.

То есть наши инфантильные переживания мешают нам принять альфа роль ведущего и мешаю распахнуть объятия и пригласить в зависимость наших детей.

Каким же образом мы можем донести свою убедительную альфа-позицию? 

Необходимо брать на себя ответственность за реакции ребенка, направлять ребенка, создавать и охранять ощущение близости и связи с ребенком. 
Принимать решения, которые будут полезны ребенку , даже если они расстраивают его.
Например, ложиться спать во время, обедать во время и так далее.

Тут нам может помешать слабость нашей собственной альфа позиции. Надо учиться не бояться детских слез, выдерживать истерики. Быть нерушимой и сохранной при этом. Не говорить, что» я не знаю как с тобой обращаться», не ждать готовых инструкций по управлению ребенком.


Необходимо отвечать на потребности ребенка, а не на требования, избегать попустительства и тенденции к бесконечному выбору ребенка в том, что он, например, будет есть и когда. 
Важно брать инициативу на себя в плане питания. С этого и нужно начинать движение от застревания в Альфа-комплексе. 

Нам, как родителям, может помешать демократичность и равноправие в отношении с детьми, «страх» перед детскими истериками и капризами и, как вариант, «затыкание» детских слез попустительствами в питании и удовлетворении бесконечных потребностей ребенка. 

Необходимо правильно направлять альфа-инстинкты ребенка — придумывать деятельность, где они бы занимали ведущую, например, театральный кружок или спортивная секция- это будет поощрением альфа-инстинктов. 
Замечать и поощрять стремление к заботе о ком-то или о чем-то в жизни ребенка. 
И не нужно позволять командовать ребенку в обычно жизни – давать распоряжения семье, на улице, в общении со сверстниками, семьей и братьями/сестрами.


И, главное, смячгайте сердце своего ребенка, поддерживайте в нем доброту и любовь к миру и себе самому!