Семья — это замок, уют и покой,
Тепло половинки для сердца родной,
Смех деток, забота, любовь, доброта,
Семья — это дом, где смеется душа!
В нашем детском саду стартовала тема образовательной деятельности «Моя семья». Ребята группы «Мечтатели» рассказали о своей семье и вспомнили домашние дела, которые выполняют дома родители и даже уже и сами ребята.
Дела мамы дети называли легко, хоть и не все были названы. Только вот о папе в ответах у ребят встречается часто, то , что по дому он ничего не делает. Поэтому было совместно с ребятами принято поиграть в сюжетно-ролевую игру «семья» и вспомнить все дела папы и мамы.
Ребята сразу закрепили за собой роли, девочки это будущие мамочки, а мальчики — будущие папы.
Назначили и роли детей, но в процессе уже меняли роли. После распределения ролей стало очень просто вспомнить разные занятия по дому, как мамы, так и папы. Ребята перешли к игре.
Мальчики строили, ремонтировали, лечили, охраняли и даже помогали готовить.
А девочки принялись за уборку, готовку, стирку, глажку и даже вспомнили, что дети часто болеют и их необходимо показать врачам, а в аптеке купить витамины.
В игре у мальчишек развернулась настоящая стройка, что совсем было некогда отдыхать. Тогда голодных пап, мамочки забирали обедать.
Для детей дошкольного возраста сюжетно-ролевые игры являются не просто увлекательным времяпровождением. Через сюжетно-ролевую игру дети переживают те эмоции, которые, по их мнению, переживают персонажи в реальной жизни. Наблюдая за игрой детей, можно заметить, что мальчики чаще выбирают «мужские» роли и профессии, а девочки – «женские». Это обосновано тем, что дети осознанно выбирают себе роли, которые они хотели бы «примерить», прочувствовать, проиграть те схемы поведения, взаимоотношения, которые (по мнению ребёнка) соответствуют данной роли.
Проигрывая в игре разные роли, ребенок закладывает в своём сознании некую схему взаимоотношений, поведения, мировоззрения. Эта схема будет всегда влиять на его поведение в будущей взрослой жизни. Отсюда мы можем сделать вывод, что сюжетно ролевая игра – это не просто часть социализации ребёнка, это основная схема его будущего поведения в социальной среде.
Откуда же ребёнок берет эти аспекты поведения, фразы, которые он проигрывает в своей игре, касающейся семейных ролей? Конечно же из той социальной среды, которая для него является первой, самой главной, единственно родной – это семья. Люди, которых ребенок считает главными в своей жизни оказывают непосредственное огромное влияние на его становление личности. Родители своим примером обучают своих детей тому, как надо относиться друг к другу, своим детям, своим родителям и пр.
Ребёнок дошкольного возраста уже может анализировать поведение своих родных с «чувственной» точки зрения. Возможно, он еще не способен понять мотивы, разобраться в смысле некоторых фраз, но к эмоциональному настрою ребёнок очень чувствителен. Поэтому на самом деле ребенка сложно обмануть или переубедить его в том, какое эмоциональное состояние у вас преобладает. Так же ребенок быстрее всего «впитывает» те высказывания, которые имеют эмоциональный подтекст. Даже если это отрицательные эмоции и ребенок это понимает, то волей-неволей он всё равно будет проецировать такое поведение в своем сознании.
Наблюдая за сюжетно – ролевыми играми детей в «семью», можно сделать некоторые выводы, увидеть те стороны взаимоотношений, на которые члены семьи не часто обращают внимание. В этом случае, сюжетно-ролевая игра может иметь некое диагностическое значение.
Семья – это общество, которое служит для ребёнка своеобразным стандартом, точкой отчета, и переживая семейные взаимоотношения, ребенок стремиться проиграть их. Поэтому игра в «семью» является для каждого ребенка дошкольного возраста приоритетной.
Любите своих детей! Берегите их будущее, играйте с ними. И не забывайте, что ваше поведение – основа поведения вашего ребенка, потому что вы – источник формирования норм и ценностей для вашего ребёнка.
Репортаж подготовила
воспитатель Рыбчинчук Т. С.