«Сказки читаем — речь развиваем!»
Уважаемые родители! Народная сказка – одно из произведения искусства слова, которые слышит ребенок в раннем детстве.
Сказка воспитывает в детях лучшие черты характера. Она помогает разобраться в таких сложных вопросах, как взаимоотношения людей, помогает оценить их поступки, вызывает либо сочувствие, либо осуждение. Можно сделать «домашний театр» (на магнитах, пальчиковый и др.) сказки показывать и рассказывать.
Сказка научит ребенка:
-пересказывать близко к тексту;
— обогатит словарь образными выражениями;
-научит интонационной выразительности (восклицательная, вопросительная интонация, сила голоса, темп речи);
— научит оценивать поступки героев их взаимоотношения;
— разовьет фантазию малыша, его творческое воображение.
Расскажите сказку «Теремок» (любая другая по Вашему желанию) Покажите детям героев сказки и скажите её название. Спросите героев, какой сказки они видят? Предложите рассказать сказку с использованием персонажей.
После показа сказки задайте вопросы: Как называлась сказка? Какими словами начинается сказка? Кто первый пришел к теремку? Кто еще жил в теремке? Чем заканчивается сказка? Каким голосом говорит мышка, лягушка и др. персонажи. Какими словами называют в сказке зайчика (зайчик — побегайчик) мышку и др.
В конце беседы спросите, кто нравится вашему малышу в сказке, а кто нет? Почему?
Для развития фантазии и воображения предложите придумать свою сказку или новый вариант окончания сказки, побуждайте малыша самостоятельно говорить, пересказывать.
Поиграйте вместе с детьми! Только представьте себе – сколько сил и энергии нужно маленькому человечку, чтобы сформироваться как личность, вынести запредельные нагрузки (как психологические, так и физические), да просто вырасти, наконец!
Считалки для детей
Король на лавочке
Сидел король на лавочке,
считал свои булавочки:
раз, два, три,
королевой будешь ты!
Лесная река
В даль бежит река лесная,
вдоль неё растут кусты.
Всех в игру я приглашаю,
мы играем — водишь ты!
Хоровод
Раз, два, три.
На полянку выходи,
хороводы заводи.
Кто остался,
тот води.
Народные пословицы и поговорки
-В тесноте, да не в обиде.
-Что посеешь, то и пожнешь.
-Играй, играй, да дело знай.
-Труд человека кормит, а лень портит.
-Окончил дело — гуляй смело.
-Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
-Делу время, потехе час.
-Долог день до вечера, если делать нечего.
-Кто не работает, тот не ест.
-Поспешишь – людей насмешишь
Скороговорки русские народные для детей.
У осы не усы,
Не усищи, а усики.
Течет речка,
Печет печка,
Течет речка,
Печет печка!
Валя на проталинке
Промочила валенки.
Валенки у Валеньки
Сохнут на завалинке.
Дали карапузу кукурузу,
А карапуз просит арбуз.
Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
В капюшоне кукушонок смешон.
Русские народные загадки
В нем ни окон, ни дверей, полна горница людей. Ответ: Плод с семенами
Весь свет одевает, сама одежды не знает. Ответ: Игла
Без рук, без топоренка, построена избенка. Ответ: Гнездо
Без рук, без ног, а ходить умеют. Ответ: Часы
Сидит дед, во сто шуб одет. Тот кто его раздевает, слезы проливает. Ответ: Лук.
Стоит копна среди двора , спереди – вила, сзади – метла. Ответ: Корова
Два брата через дорогу живут, друг друга не видят. Ответ: Глаза
Никого она не обижает, А её все толкают. Ответ: Дверь
Когда одна другой касается – Хлопок получается. Ответ: Ладони
Отворилась тихо дверь, И вошел усатый зверь. Сел у печки, хмурясь сладко, И умылся серой лапкой. Берегись, мышиный род! На охоту вышел… (кот).
Явился в жёлтой шубке: — Прощайте, две скорлупки! (Цыплёнок)
Что за зверь со мной играет? НЕ мычит, не ржёт, не лает, нападает на клубки, прячет в лапки когти.
(Котёнок)
Собой не птица,
Петь не поет,
Кто к хозяину идет —
Она знать дает.
(Собака)
Русские народные пальчиковые игры
«Пять братьев — пальчиков»
Собираем пальчики в кулачок.
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
На каждую строчку отгибаем один пальчик :
Этот пальчик — гриб нашел,
Этот пальчик — чистит стол,
Этот — резал,
Этот — ел.
Ну а этот лишь глядел!
Идут четыре братца навстречу старшему.
-Здравствую большак!
-Здорово указка,
(соединить с большим указательный пальчик)
Мишка — середка,
(соединить с большим средний пальчик)
Гришка — сиротка,
(соединить с большим безымянный пальчик)
Да крошка — Тимошка!
(соединить с большим мизинчиком)
Ах, как Ванечку, да хорошего, я люблю (знакомство с частями тела).
Ах, как Ванечку, да хорошего, я люблю,
Я на Ванечку, на пригожего, посмотрю,
Взрослый гладит малыша (ручки, ножки).
Какие у Ванечки глазки!
(показывает, где глазки.)
Какие у Ванечки ручки!
(показывает ручки.)
Какие у Ванечки ножки!
( показывает, где ножки.)
Побежали по дорожке.
Ребёнок и взрослый бегут, взявшись за руки.
Подвижная игра: «Бабка Ежика»
В середину круга встает водящий — Бабка Ежика, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка Ежика Костяная Ножка
С печки упала, Ногу сломала,
А потом и говорит:
— У меня нога болит.
Пошла она на улицу
Раздавила курицу.
Пошла на базар
Раздавила самовар.
Бабка Ежика скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот и замирает
Подготовила Щеткова И.А.