Иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. Самый благодатный период для преодоления нарушений речи – это дошкольный возраст. Важно не упустить его, вовремя обратиться к учителю-логопеду. Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции. Правильная, красивая, связная речь – это залог успешного обучения ребёнка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками.

Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Ведь наша речь – это не только звукопроизношение (умение правильно произносить звуки родного языка), но и развивает:

  • словарный запас;
  • фонематическое восприятие (умение на слух воспринимать и различать звуки);
  • грамматический строй (умение образовывать новые слова, соединять слова в предложении, правильно употреблять окончания слов и т.д.);
  • связная речь (умение связно высказываться, составлять рассказы по картинкам, из собственного опыта, и наконец, сочинять сказки, фантазировать).

Возможно, вы спросите: а зачем нам это? Но ведь каждый хочет, чтобы его ребёнок был самым лучшим и, конечно же, хорошо учился в школе. И, если не преодолеть все трудности, возникшие в детском саду, они будут преследовать ребёнка и в школе:

  • не умеет красиво и правильно рассказывать – трудно будет учить историю, географию, словом все те науки, которые требуют пересказа;
  • не умеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме, сложно будет научиться читать;
  • не развиты пальчики – трудно будет вообще научиться писать;
  • не умеет обобщать – возникнут проблемы с мышлением, а значит и с математикой;
  • и, конечно, если ребёнок не будет выговаривать все звуки нашего родного языка, у него неизбежно возникнут проблемы в общении, возникнут комплексы, которые помешают ему в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

.

  1. Обогащение словарного запаса.

Работу над обогащением словарного запаса нельзя рассматривать как самоцель. Дело в то, что у детей может быть достаточно большой словарный запас, если этому уделяется большое внимание. Но важен не сам по себе словарный запас, а умение активно пользоваться имеющимися словами, правильно сочетать их между собой, образовывать из них новые слова.

 Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игр. Необходимо обогащать речь ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами углублять и уточнять понимание значений уже имеющихся у них слов, а также прививать простейшие навыки образования новых слов.

Хотелось бы обратить ваше внимание на несколько логопедических советов:

  • развивайте челюстные мышцы и мышцы языка ребенка. Приучайте детей эффективно пережёвывать грубую пищу, полоскать рот, надувать щёки, и т.д.;
  • разговаривайте с ребёнком только на правильном русском языке, ни в коем случае не используйте «детский язык»;
  • каждый день читайте ребенку короткие стихи и сказки;
  • чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы;
  • говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами;
  • не перегружайте ребёнка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут;

•  используйте упражнения для развития мелкой моторики.

  • Игры по обогащению словарного запаса.

Предлагаю вашему вниманию ряд игр, в которые возможно играть не только дома, но и по пути в детский сад, магазин, к бабушке.

Логопед предлагает раздаточный материал.

Имена существительные

  • Игра «Кто у кого?»

Назови детенышей животных: у тигра — тигренок; у лисы — лисенок…

  • Игра «Большой — маленький»

Стол-столик; шапка-шапочка; жук-жучок

  • Игра «Мой, моя, моё, мои».

Ребенок берет картинку (предмет) и говорит: «Это моя лента»; «Это моё пальто»; «Это мой шкаф»; «Это мои ботинки»…

Обобщающие слова

  • Игра «Назови одним словом»

Фрукты, овощи, мебель, грибы, ягоды, транспорт и т.д. (желательно использовать картинки).

Обогащение словарного запаса за счет глаголов

  • Игра «Что летает?». Шары, самолеты, ракеты, вертолеты, перо птицы, пух тополя, одуванчика.
  • Игра «Кто плавает?» Утки, гуси, рыба, тюлень…
  • Игра «Что плавает?» Лодки, корабли, поплавки, бревна, пароходы…
  • Игра «Кто что делает?»
  • Использовать картинки (спит, ест, играет, конструирует).
  • Игра «Кто больше назовет слов»

Назвать все действия, которые делает собака (кошка, лошадь) (бежит, лает, злиться, ест, лежит, бежит, сидит, грызёт.

  • Игра «Кто как кричит» или «Кто рычит», «Кто мяукает», «Кто лает».

Можно надеяться, что в результате всех этих упражнений (игр) ребёнок прочно усвоит названия действий животных, и дальнейшем будет свободно употреблять в своей речи соответствующие глаголы.

Обогащение словаря именами прилагательными

(которые обозначают признаки предметов)

  • Игра «Что бывает кислое?» или «Что бывает сладкое?», «Что бывает горькое?»
  • Игра «Скажи наоборот» (слова с противоположным значением)

Дерево высокое, а кустик низенький, Веревка толстая, а нитка тонкая…

  • Горячий — холодный, светлый — темный, добрый — злой, мягкий – твёрдый, лёгкий – тяжёлый…
  • Игра «Кто больше слов скажет про яблоко (лимон)»

Например, хлеб – вкусный, душистый, черствый, хрустящий, свежий…

  • Игра «Скажи из какого материала, сделаны предметы»

Рукавички из шерсти – шерстяные, из меха – меховые, стакан – стеклянный…

Игры на образование притяжательных прилагательных

  • Игра «У кого какая голова»

У вороны – воронья, у оленя – оленья, у белки – беличья, у лисы – лисья….

Для обогащения речи ребенка наречиями

  • Игра «Наоборот»

Высоко – низко, далеко – близко, хорошо-плохо, холодно-жарко…

Все эти игры не только значительно обогатят словарный запас ребенка и положат начало развитию наблюдательности, пробудят интерес к языку.

                                                          Консультацию подготовила  учитель-логопед:

                                                          Еловенко Олеся  Александровна