Консультация для родителей
Подготовила Захарова С.Н. 16.11.2023
«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Антуан де Сент-Экзюпери
Дошкольное детство — один из важнейших периодов в развитии человеческой личности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому именно в это время важно сформировать у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, заложить основы толерантности.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность.
Толерантности, в которой четко определили этот термин. Он формулируется так: Толерантность (от лат. tolerantia — терпение, терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.) Это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.
В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка. Нельзя не согласиться с высказыванием Фуллера : «Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его, в его первую пору жизни».
Воспитание толерантности сегодня является одной из важнейших проблем. Особенно в условиях многонационального детского сада, где наряду со здоровыми детьми есть дети с особыми образовательными потребностями. Антуан де Сент-Экзюпери утверждал: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Задача детского сада сегодня готовить детей к жизни в инклюзивном обществе, которому свойственна толерантность и которое принимает многообразие…
Развитие терпимости, предполагает формирование терпения, выдержки, самообладания, самоконтроля. Нужно отметить, что эти качества не всегда можно заметить даже у взрослого человека не говоря уже о ребенке. Все эти качества только начинают зарождаться.
Самые эффективные методы воспитания этих качеств у детей дошкольного возраста — это игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.
Одним из средств формирования толерантности служат подвижные игры, которые отражают действительность и воздействует на человека. Используя подвижные игры народов мира, можно решать развивающие, оздоровительные задачи, а так же воспитательные, направленные на формирование толерантных взаимоотношений в детском коллективе.
Мы смело можем сказать, что подвижная игра позволяет эффективно разрешать воспитательно-образовательные задачи. Она оказывает всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление ребенка. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена, повышает жизненный тонус.
Вот несколько интересных игр.
Игра: «Рыбалка» (игра народов севера)
Описание. Дети из одной команды делятся на 2 команды участников. На противоположном конце площадки на веревочке подвешены рыбки (бутафорские, по сигналу нужно добежать сорвать рыбку, вернуться к команде и положить в ведро. Выигрывает та команда, в чьем ведре рыбы будет больше.
Игра: «Стрелок» (башкирская народная игра)
Описание. Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10 — 15 м одна от другой. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один Игрок — стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.
Правила игры. В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.
Игра: «Змейка» (русская народная игра)
Цель: формировать умение работать в группе, сплачивать детский коллектив, развитие моторной ловкости.
Описание. Все выстраиваются в цепочку, держась друг за друга, и закрывают глаза. Только первый ребенок («голова») идет с открытыми глазами. Он ведет всех за собой по группе, детскому саду, площадке. «Голова» время от времени становится «хвостом». Желательно, чтобы все дети в течение дня побывали «головой». Игроки должны точно повторять все движения ведущего и стараться бежать «след в след». Хорошо использовать в игре естественные препятствия. При игре в помещении можно создать «полосу препятствий
Игра: «Конное состязание» (казачья игра).
Описание. Игроки парами (конь и наездник) встают на линию старта так, чтобы не мешать друг другу. Первый игрок — конь — вытягивает руки назад — вниз, второй — наездник — берет его за руки, и в таком положении пары бегут до линии финиша. Наездник, первым прискакавший к финишу, должен подпрыгнуть и достать узорный платочек, подвешенный на стойке. Правила игры. Платок достает наездник.
Игра: «Скок-перескок» (татарская народная игра)
Описание. На игровой площадке по кругу на расстоянии 50-100 см чертятся круги по количеству участников. В них находятся дети. Водящий стоит в середине большого круга. По команде водящего: «Скок-перескок!» дети на одной ноге, двигаясь по часовой стрелке, должны, освобождая свой, перескочить в следующий круг. Водящий при этом тоже скачет на одной ноге, стараясь занять свободный круг. Если ему это удаётся, то ребёнок, не успевший занять «домик», становится водящим.
Игра: «Тюлени на островах» (игра народов севера)
Цель: снятие коммуникативных барьеров, сплочение группы.
Описание. Для игры необходимо приготовить 5-6 обручей. Обручи раскладывают по всей площадке или спортивному залу. Воспитатель предлагает детям превратиться в «тюленей» и поплавать «в море» между «островами» (обручами). По сигналу воспитателя каждый «тюлень» должен выбраться на отдельный «остров». Каждый раз, пока «тюлени» плавают, воспитатель убирает один «остров». Так происходит до тех пор, пока не останется единственный «остров», на котором все собираются в одну тесную компанию. Взрослый старается обнять всех детей и хвалит «дружную семью тюленей».
Игра: «Чем мы похожи»
Цель: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе.
Ведущий приглашает в круг (члены группы сидят в кругу) одного из участников на основе какого — либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Таня, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы живем на Земле, или мы одного роста и т.д.)». Таня выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.
Игра: «Сходства и различия»
Описание. Участники в группе делятся на пары и называют схожие черты и отличающие их черты.
Вывод: В каждом человеке можно найти не только отличные, но и схожие черты. О человеке судят по тому, какая у него внешность, профессия, вера, как он строит отношения в семье и с окружающими. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище и светлее. Это толерантный путь развития личности — этим самым мы говорим о сотрудничестве и принятии человека таким каким он есть.