Настоящая, истинная подготовка ребенка в школу начинается задолго до того, ка он переступит порог школы, примерно за один – два года, когда малышу исполнится лишь пять , а то и четыре года.
В школу готовят умные родители, не уповающие на детский сад или первую учительницу. Ведь от того, как вы подготовите свою дочку или сынишку к учебе зависит его успеваемость не только в начальной. Но и средней школе.
Давайте посмотрим, какие трудности подстерегают ребенка в начале первого класса, что выявляется у неподготовленных детей. «Лакмусовой бумажкой» послужат их тетради по правописанию. Это и пропуски букв «коша вместо кошка», перестановки и замены букв «солныско, пабушка…», слитное написание двух, а то и трех слов.
Как предупредить трудности овладения ребенком первыми элементами его грамотности?
- Прежде всего не переучивать детей – левшей с левой руки на правую, не травмировать ребенка. Прежде чем учить ребенка писать печатные буквы, желательно, чтобы он, подражая родителям, научился схематично рисовать солнышко, домик, человечка, елку, траву, машину с колесами и умел их распределять на листке бумаги. Затем необходимо научить ребенка ЗАШТРИХОВЫВАТЬ цветными карандашами простейшие орнаменты, состоящие из серии квадратов, треугольников, кругов, а затем книжек – раскрасок. Воспитание аккуратности в штриховке приведет к свободному владению карандашом и облегчит в будущем овладение написанием прописных букв.
- Важно, чтобы родители следили за чистотой и четкостью своего произношения, не сюсюкали, произнося вместо шипящих звуков и «Р» — свистящие и «Л»: «Ах ты мой холесенький, ты мой масенький» и т. д.. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо учился в школе, он должен с первых дней жизни слышать четкую, правильную речь.
- Огромную роль в подготовке ребенка к школе играют детские настольные игры, начиная с лото по классификации различных предметов, до более сложных игр. Надо иметь в доме различные варианты лото для детей всех возрастов.
Надо учить не заикающегося ребенка выступать «перед ближайшей публикой»: сначала перед папой, мамой, бабушкой, затем петь песенки всей семьей или отдельно, читать стихи. Это позволит предупредить страх ответа на вопрос учителя, перед доской на виду у всего класса.
Направленная подготовка к школе уже хорошо говорящего ребенка начинается в четыре с половиной – пять лет. В этом возрасте ребенок становится обучаемым, и вы можете помочь ему начать слышать отдельные звуки. Как правило, легче всего ребенок начинает выделять в речи гласные звуки А, О, У, которые произносятся всеми детьми правильно, и легко напеваемые. Четкое попеременное артикулирование гласных А, У, И, О является и хорошей артикуляционной гимнастикой для мышц губ. Затем можно перейти к утрированному (напряженному) произнесению таких звуков, как М-П-Б, Н-Д-Т. первая группа звуков закрепляет силу мышц губ, вторая – мышц кончика языка. Затем переходите к прослушиванию ребенком свистящих и шипящих звуков.
Если у ребенка четырех-пяти лет наблюдается плохое произнесение многих звуков, то надо обратиться к логопеду.
- В это же время – от пяти до пяти с половиной лет – ребенка пора научить делить слова на слоги при помощи хлопков в ладоши, ребенок от вас узнает, что такое «звук», «слог», «слово», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук» и т. д. он учится читать.
- Особой подготовки к школе заслуживает умение ребенком пересказать сказку или рассказ, рассказать содержание мультфильма с обязательным умением употреблять ИМЕНА героев сказки или фильма. Причем желательно, чтобы ребенок не размахивал при этом руками, а вместе с вами отвечал на поставленные вами вопросы. Учите своего малыша культуре речи.
В заключение предлагаю несколько упражнений для укрепления и развития руки и координации движений.
— застегивание и расстегивание пуговиц
— завязывание и развязывание лент
— перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме
— всасывание и высасывание воды пипеткой из стакана
— плетение из ниток закладок, ковриков, завязывание узелков и тому подобное
Гимнастика для рук
— выпрямить кисть, плотно сжать пальцы и медленно прижимать их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони
— выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному
— руку положить на стол и поочередно сгибать средний, указательный, большой пальцы, остальные пальцы должны при этом постепенно подниматься вверх
— пальцы разомкнуть как можно шире и, медленно соединяя их, опустить руку вниз
— сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях
Доброго пути вашему малышу!
Логопед – дефектолог, специалист высшей категории Яшкина Е. Н.