Есть на свете город
Зовут его Тюмень.
И говорить о нем, друзья,
Я могу весь день.
Тюмень, как целая страна,
Добра, светла, сильна.
Тайга, снега и холода
И длинная зима.
Но нам морозы не страшны
Нас греют нефть и газ.
Здесь люди добрые живут
Нет веселее
нас.
Консультация для родителей
«Познакомьте ребенка с родным городом!»
Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живет.
Задача родителей — углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого — в ближайшем окружении. Это улица и сквер, где малыш бывает постоянно, двор, где играет с ребятишками, детский сад, который для него является вторым домом… Все это, пока ребенок мал, воспринимается им как неотъемлемая часть его жизненно необходимой среды, без которой он не мыслит свое «я».
Расширить круг представлений о родном городе, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав все то, что свято чтут люди, — значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Дошкольное детство — пора открытий. Задача взрослых — помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Пусть маленький человек с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно.
Взрослые, гуляя с дошкольником, каждый раз находят объект для наблюдения. Вот ребенок видит свою улицу утром, когда идет в детсад. Это улица деловая, размеренно спешащая, с группками людей на автобусных остановках. Одна сторона улицы озарена солнцем, другая в тени. Вечерняя улица совсем иная: дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей — бездонно темным, витрины магазинов — особенно нарядными…
Ребенку полезно объяснить, в честь кого назвали улицу. Его знакомят с памятными местами родного город. И в этом родителям принадлежит особая роль, ведь они имеют больше возможности, чем детский сад, чтобы поехать с ребенком на экскурсию в любую, даже отдаленную часть города.
Старшему дошкольнику необходимо знать:
* название своего города и своей улицы, в честь кого она названа, *знать почтовый адрес, путь от дома до детского сада, *ориентироваться в ближайших улицах;
* знать отдельные достопримечательности и исторические места родного города;
* главные улицы и проспекты, архитектурные ансамбли и памятники;
* знать о столице нашей Родины Москве: это главный город России. Столица (как и все города нашей страны) славится тружениками, учеными, инициативными начинаниями, которые подхватываются в различных уголках Родины.
Старшему дошкольнику полезно рассказать:
Тюмень – центр культурной и научной жизни области: здесь сосредоточено много кинотеатров, спортивных сооружений, различных учебных заведений, институтов, музеев, домов культуры. Жители Тюмени гордятся дворцом спорта, музеем, набережной.
В Тюмень съезжаются люди из разных краев земли на спортивные и молодежные встречи, фестивали музыки и искусства. Все эти понятия раскрываются ребенку благодаря непосредственным жизненным наблюдениям за трудовыми и общественными делами родителей.
Задача взрослых — помочь ребенку в осмыслении доступных ему социальных явлений, а по возможности и приобщении его к жизни тюменцев. Так, например, старшему дошкольнику можно рассказать, что жители Тюмени постоянно следят за порядком на улицах, высаживают цветы и деревья для озеленения. Значит, и он, маленький тюменец, должен быть причастным к делам взрослых — бережно относиться ко всему тому, что его окружает (не топтать газоны, не сорить на улице, беречь зеленые насаждения). С этого начинается формирования у ребенка чувства гордости за родной город. Знакомя детей с родным городом, нельзя умолчать о памяти старшего поколения – подвига тюменцев в дни Великой Отечественной войны
Старших дошкольников полезно познакомить с памятниками героическим защитникам. Помимо экскурсий и целевых прогулок для ознакомления детей с родным городом в вашем распоряжении имеется немало средств и методов: наблюдения, изменения в облике города, улиц; рассказ, объяснение взрослого в сочетании с показом и непосредственными наблюдениями ребенка; чтение детской и художественной литературы о родном городе и событиях, связанных с ним, а также рассматривание картин, иллюстраций. Наборы открыток, наборы с видами городов помогут дошкольникам познакомиться не только со своим городом, но и с другими.
Разучивание стихотворений и песен, слушание музыкальных произведений о родном городе создадут у ребенка эмоциональное настроение. Привлечение ребенка к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для него окружении в благоустройстве двора, улицы, территории детского сада.
Ребенок более бережно относится к тому, что сделано его руками. Весь комплекс воздействия должен быть направлен на то, чтобы вызвать у дошкольника чувство восхищения родным городом, воспитать у него любовь и привязанность к тем местам, где родился и живет.
И еще хотелось бы подчеркнуть особую значимость личного примера родителей в воспитании патриотизма и любви к своему городу.
Воспитатель Рыбчинчук Татьяна Сергеевна
Пальчиковая гимнастика:
«Люблю по городу гулять»
Люблю по городу гулять, (дети «шагают» пальчиками обеих рук по столу)
Люблю смотреть, люблю считать (на каждое название)
Пермякова — раз, Широтная — два, загибают по одному пальчики) Улица 30 лет Победы – три.
А четыре — я живу в районе «зареки».
Пять – гуляю в парке «Сибирских кошек» я опять.
Шесть – на Набережную схожу и на волны погляжу.
Семь – кукольный театр в центре есть
Восемь – мост влюбленных вот!
Девять – повстречался мне Памятник большой войне. Я тихонько постою и цветочки положу!
Десять – наш цирк на Цветном бульваре.
Очень город я люблю!