Памятка для воспитателей первой младшей группы
1. Постарайтесь дать ребёнку возможность привыкнуть к новой обстановке в группе постепенно. Увеличивайте время его пребывания в группе от 1 часа до полного дня в течение 3-4 недель.
2. Вначале исключите из времени пребывания в детском саду моменты сна.
3. Обращайте внимание на индивидуальные особенности ребёнка (во что ему больше нравится играть, что он хочет покушать и так далее).
4. Позволяйте детям иметь свои личные вещи и любимые игрушки принесённые из дома. Эти вещи и игрушки помогают детям сохранять мысленную связь с домом, с семьёй.
5. Помогайте вновь пришедшему ребёнку принимать участие в общих играх.
6. Старайтесь предложить интересное занятие: посмотреть картинки в книжке, построить башню из кубиков.
7. Первые Ваши контакты должны быть контактами помощи и заботы, используйте доброжелательный тон.
8. Старайтесь из разговоров с родителями узнавать привычки и особенности детей.
9. Делайте сами то, что Вы хотите, чтобы делали дети. Например, убирайте игрушки, расставляйте книги на полках.
10. Не заставляйте детей кушать насильно. Противоестественно заставлять кушать, если человек явно не хочет.
11. Помните что ребёнок ещё мал, он может не понимать, как объяснить свои чувства. Не принимайте его любую жалобу за каприз.
12. Если необходимо что-то уговорить ребёнка сделать (например, вымыть руки после прогулки) то действуйте доброжелательно, но настойчиво.
13. Обращайте внимание на свою интонацию. Маленькие дети чутко реагируют на интонацию.
14. Старайтесь подружить друг с другом в группе новеньких детей. В общении и в играх помогайте им запоминать друг-друга. Чаще называйте детей по именам так чтобы все слышали и видели к кому обращаются.
15. Помните, что дети познают мир через игры и сказки. Читайте потешки, сказки и стихи. Вводите игровые моменты в организацию режимных процессов.
16. Согласованность действий родителей и педагогов: соблюдение режима дня дома, соблюдение правил постепенного привыкания ребенка к детскому саду.
17. Проводить развивающие игры для формирования чувств уверенности детей в окружающей обстановке и с взрослыми: «Найди игрушку», «Как пройти?», «Чьи вещи?», на сближение детей между собой: «Давайте познакомимся», «Раздувайся пузырь», «Чей голос», «Расскажи стихи руками».
Рекомендации воспитателям по взаимодействию с родителями ребенка раннего возраста, поступающего в детский сад
Оптимально осуществлять прием новых детей в группу с интервалом не менее 5 дней.
Когда мама придет в группу, необходимо выйти к ней навстречу, познакомиться, назвать свое имя, отчество.
Пригласить маму осмотреть группу, показать шкафчики, куда дети вешают свою одежду. Пусть мама почувствует, что в группе порядок, что воспитатели следят за вещами детей. Затем пригласить маму в игровую комнату, обратить внимание на игрушки, пособия, книги. Рассказать, что мы будем с детьми играть, рисовать, лепить, петь и танцевать, читать им и рассказывать сказки. Показать маме спальню. Если у мамы будут пожелания, куда лучше положить ее малыша, по возможности выполнить ее просьбу. Показать туалетную комнату, обратить внимание, что у каждого ребенка есть свое полотенце, индивидуальная расческа.
Познакомить маму с режимом дня в детском саду, выяснить, насколько режим дня дома отличается от режима дня в д/с. Рекомендуем маме ориентироваться на режим детского сада и соблюдать его в выходные дни.
Узнать у мамы о ее тревогах в связи с тем, что ребенок пойдет в д/с. Вместе с ней обсудить, как облегчить ему период привыкания к новой обстановке. Важно, чтобы мама почувствовала, что вы будете подходить к ребенку индивидуально и готовы принимать во внимание особенности его характера.
Выяснить как можно больше об особенностях и привычках ребенка:
- как называют ребенка дома,
- чем ребенок больше всего любит заниматься,
- особенности поведения, которые радуют и настораживают родителей,
- какие привычки сложились во время еды, засыпания, пользования туалетом и т.д.
- есть ли в семье другие дети, живут ли в семье бабушка, дедушка,
- состояние здоровья (уточнить у медсестры)
Договориться о точной дате прихода ребенка в детский сад.
Психологическая подготовка
В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребенка более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском садике. Рекомендации психологов следующие — около недели забирать ребенка из садика до дневного сна, далее (при нормальном состоянии малыша) около недели — сразу после полдника, а уже потом можно оставлять на вечернюю прогулку. Как правило, в первые дни дети устают как психологически, так и физически, поэтому при возможности хорошо устраивать «разгрузочные от садика» дни — один-два дня в неделю оставаться с ним дома.
Подготовила Шипулина С.А.